Всем привет!
Да-да, вы не ослышались. Одна из зарубежных моделей автобусов, попавших в нашу страну в 90е и 2000е, производилась на турецком филиале компании Mercedes-Benz. Это Mercedes-Benz О325.
История нашего героя началась в 1986 г. Автобус не имел ничего общего с теми, что производились в Германии, от них по сути осталась лишь фирменная эмблема. Внешний вид машины полностью изменился: О325 комплектовался тремя дверями вместо двух у немецких автобусов, а также иной светотехникой. Главное же отличие автобуса – расположенный сзади дизельный двигатель объемом около 11 л и мощностью 216 л. с.
Салон автобуса тоже изменился: число сидячих мест из-за третьей двери уменьшилось до 31, но всего внутрь помещалось 100 пассажиров, что вполне подходит для городских перевозок.
Эти автобусы, запущенные в серию в 1988 г., не отправлялись в Европу, и даже на родине в Турции осталось ничтожное число Mercedes-Benz О325. Большинство из них с 1992 по 1996 г. отправилось в нашу страну в качестве оплаты за поставки газа. По некоторым данным, всего в Россию попало 810 машин этой модели, почти половина из которых распространилась в Москве, остальные распределились по другим городам. Также часть автобусов поставлялась в Казахстан.
Интересно, что первые автобусы этой модели имели устаревшие складные двери для пассажиров:
Правда, нередко возникали проблемы с зимней эксплуатацией турецких автобусов. Двигатель недостаточно прогревался, чтобы можно было работать при минусовой температуре, и его приходилось утеплять. Лишь со временем турецкие машиностроители доработали свое детище, и круглогодичную эксплуатацию автобусов в нашей стране наладить удалось.
К слову, Mercedes-Benz О325 работали не только на городских маршрутах: некоторые автобусы были двухдверными и обслуживали пригородные перевозки:
Существовали и служебные автобусы на базе этой модели:
Все же основная часть Mercedes-Benz О325 работала лишь внутри городов. Были эти автобусы и в Красноярске. По некоторым данным, в наш город отправилось 10 таких автобусов, но я сумел застать только один из них и даже прокатиться на нем.
Я даже не заметил, как эта модель исчезла с наших улиц. Вообще, в 2010х гг. Mercedes-Benz О325 морально устарели и сдали свои позиции, уступив место новым отечественным и белорусским автобусам. Доподлинно неизвестно, остался ли где-нибудь музейный экземпляр этого автобуса. Мелькают сводки о том, что такую машину пытались сохранить в Москве, но что-то пошло не так, и в 2012 г. она сгорела. Однако в другом московском автобусном парке сохранился другой автобус – он используется службой безопасности движения:
В других городах многие Mercedes-Benz О325 стали продаваться в частные руки, и дальнейшая их судьба неизвестна. Я от себя добавлю, что в прошлом году встречал этот автобус в одной деревне в 6 км от Красноярска, однако снять его не представлялось возможным.
Mercedes-Benz О325 – автобус, принесший России не одну выгоду. Нашей стране удалось и получить плату за отправленный в Турцию газ, и наладить бесперебойные пассажирские перевозки в целом ряде городов. Да и сам автобус хорошо запомнился нашим согражданам. Хочется надеяться, что число музейных экспонатов такого важного для нашей страны автобуса будет возрастать.
Бывали ли такие автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!