Ответ знает только ветер. ФРГ. Сценарий Манфреда Пурцера. Режиссер Альфред Форер.
Читаем статью из архива журнала "Искусство кино":
«С какой роковой завлекательностью звучит название… детективного фильма «Ответ знает только ветер»!
Заголовок интонацией своей очень напоминает название недавней киномелодрамы, тоже побывавшей на наших экранах, — «И дождь смывает все следы». Это не удивительно: создатели картины все те же — Форер и Пурцер; используя несколько туманную «метеорологическую» символику, они норовят преподнести ловко сконструированное нагромождение убийств и катастроф в форме многозначительных притч, претендующих на знание реальной жизни и человеческой психологии.
...Взрыв происходит еще до титров. Взрыв — визитная карточка и завязка фильма «Ответ знает только ветер». Взлетела на воздух яхта стоимостью 15 миллионов долларов.
Стоимость человеческих жизней тех, кто погиб при взрыве, в картине не указана. До них, собственно, и дела нет. Важно только узнать, не было ли это преднамеренное убийство или самоубийство — в таком случае страховая фирма не обязана выплачивать кругленькую сумму. Выяснить обстоятельства и причины катастрофы поручено «детективу по страховой линии» Роберту Лукасу.
Снова перед нами сюжет из «волнующей» жизни миллионеров. Режиссер снова канонически следует законам избранного жанра. На этот раз он снял «стерильный» и абсолютна стандартный детектив.
...На экране появляется актер Морис Роне, нередко играющий агентов сыска. Его герой — человек средних лет, но он моложав и спортивен, он порой дарит друзей и зрителей обаятельной улыбкой. Однако гримаса озабоченности не сходит с его утомленного лица, на котором запечатлелись навечно следы многочисленных драматических расследований. Актер настолько самозабвенно подражает американским стандартам, что поначалу невольно задаешься вопросом: «Уж не пародирует ли он их?» Однако все новые криминальные таинства, на которые беспрерывно натыкается Роберт Лукас, убеждают, что все происходит всерьез...
Поклонница господина Лукаса, мадам дель Пьер (Марта Келлер), особа изысканная и благородная, аттестует своего кумира следующим образом: «Ест он мало, много курит, пьет и не пьянеет, он человек тонкого ума». Не правда ли, в этой характеристике — смесь полицейского донесения и светской сплетни?
О вкусе, проявившемся в диалогах (точнее, об отсутствии такового), можно говорить отдельно. Герои изъясняются выспренно, с претензиями на афористичность. …
«Массовое искусство» склонно проявлять «заботу» о средних слоях населения, выступать «защитником» униженных и отверженных. Очень полезно на подобные поддельные шедевры набросить демократический флер, дабы завоевать расположение широкой публики.
В детективе не раз еще прозвучат филантропические фразы в защиту честных налогоплательщиков и укоры по адресу хищных миллионеров. «Какие-нибудь бедняки годами ждут страховку, а им (миллионерам. — В.П.) вы выплачиваете не моргнув глазом!» — вскипит возмущенный Роберт Лукас. Но все эти гуманистические потуги — чистая фикция. Конфликт в фильме происходит между супер миллионерами и просто миллионерами.
… камера откровенно любуется атмосферой фантастического богатства и праздности, смакуя всякого рода атрибуты роскоши, подолгу задерживается на интерьерах, туалетах, драгоценностях. Довольно формально порицая сильнейших мира сего, авторы стремятся своим, в общем-то бутафорским, зрелищем исторгнуть у мелкобуржуазного обывателя вздох: «Как хорошо быть миллионером!» Мастера «массового искусства» давно усвоили, что кино способно прекрасно компенсировать отсутствие в жизни зрителя подлинной радости и ярких впечатлений.
Таков ключевой подтекст этого детективного фильма. Поверхностное осуждение изъянов капитализма и любование образом жизни тех, кому капитализм действительно обеспечивает благоденствие...
Остается, следовательно, только осведомиться: стоило ли преподносить зрителю типичные образчики «массового искусства», которое давно уже стало синонимом искусства коммерческого, буржуазного? Ленты Форера и Пурцера пополнили перечень таких картин, не расширив представления зрителей о подлинных проблемах капиталитического мира и не подарив встречи с серьезным реалистическим кинематографом...» (это фрагмент статьи из архива журнала «Искусство кино»: Пронин А. Как хорошо быть миллионером... // Искусство кино. 1976. № 8. С. 157-160).