Найти тему
КруиЗеро

Сен-Барт – остров «по бартеру»

Сергей Балакин

Остров Сен-Бартельми, он же Сен-Барт. Фото: stbarth.com
Остров Сен-Бартельми, он же Сен-Барт. Фото: stbarth.com

Этот райский уголок – живописный клочок земли в Карибском море – известен под названием «остров миллионеров». Надо признать, что основания для такого прозвища есть. Но рассказ об этом будет позже. А начнём с истории.

-2
Сен-Барт: схема и география
Сен-Барт: схема и география

Остров Сен-Бартельми (Saint-Barthélemy, по-нашему Святого Варфоломея), который обычно называют Сен-Барт или Сен-Бартс, входит в цепочку Малых Антильских островов. Его площадь всего 25 кв. км. Холмистый рельеф, скалистые берега, чередующиеся с великолепными пляжами, множество коралловых рифов и мелких островков вдоль берега плюс невероятно яркие краски – всё это соответствует представлению о «земном рае», какое нам преподносит реклама турфирм.

Райские пейзажи острова Сен-Барт. Фото автора
Райские пейзажи острова Сен-Барт. Фото автора

Сегодня Сен-Барт – заморская территория Франции. Но в истории острова был довольно продолжительный период, когда он принадлежал Швеции. Интересно, что это была единственная колония Швеции в Вест-Индии (краткое и чисто символическое владение Гваделупой не в счёт). Да и вообще единственная, так как несколько шведских поселений в Северной Америке и в Африке настоящими колониями так и не стали.

Столица острова Густавия. Она названа в честь шведского короля Густава III. Фото автора
Столица острова Густавия. Она названа в честь шведского короля Густава III. Фото автора

История появления у королевства Швеции своей заморской территории в Карибском море весьма занятная. В отличие от других колониальных владений, остров Сен-Барт не был ни завоёван шведами, ни изначально ими открыт. Шведское правительство приобрело его у Франции, можно сказать, «по бартеру». Сен-Барт по бартеру – какова игра слов! Но дело обстояло именно так.

Густавия. Бухта, в прошлом – торговый порт. Фото автора
Густавия. Бухта, в прошлом – торговый порт. Фото автора

Вообще-то Сен-Бартельми был открыт ещё в 1493 году Христофором Колумбом, который и назвал его в честь своего брата Бартоломео. Но освоением острова испанцы не занимались – у них на открытом континенте было достаточно других территорий, на всё сил не хватало. К тому же из-за скудных источников пресной воды и гористого рельефа развивать производство сахарного тростника, как на других островах, здесь было не выгодно. Поэтому когда в середине XVII века на Сен-Барте появились французские колонисты, они поспешили объявить остров владением французской короны.

Однако особой ценности приобретения в Париже не видели, и поэтому дважды использовали остров в качестве разменной монеты. Сначала они продали его Мальтийскому ордену, но тот владел Сен-Бартом лишь 12 лет (1653-1665 гг.) и затем вернул его Франции.

А второй раз, век спустя, островом Святого Варфоломея заинтересовалась Швеция. Вот тогда-то и случился упомянутый «бартер». В 1784 году король Людовик XVI отдал остров шведскому королю Густаву III в обмен на базу и крупную торговую факторию в Гётеборге. И почти сто лет над Сен-Бартом развевался шведский флаг.

Новые хозяева основательно взялись за освоение острова. Они перестроили порт Ла-Каренаж, превратили его в административный центр и переименовали в Густавию (в честь короля, разумеется). В 1786 году была основана шведская Вест-Индская компания, получившая монопольное право поставлять в Швецию товары из Центральной Америки. Сам остров был объявлен зоной беспошлинной торговли. Сюда начали прибывать эмигранты из Европы; к 1800 году население прежде безлюдного острова увеличилось до 5000 человек. Любопытно, что среди переселенцев больше всего было финнов – безземельных крестьян из отсталой шведской провинции. Кроме того, после отмены рабства во французских колониях на Сен-Барт с других островов начали перебираться семьи европейцев, опасавшиеся мести со стороны чернокожего населения.

Густавия во времена шведского владычества, картина XIX века. Интересно, что на полотне изображено довольно много чернокожих, некоторые из них определённо рабы. Но шведы во время правления островом не завозили африканских рабов, лишь изредка частным образом покупали их на соседней Гваделупе.
Густавия во времена шведского владычества, картина XIX века. Интересно, что на полотне изображено довольно много чернокожих, некоторые из них определённо рабы. Но шведы во время правления островом не завозили африканских рабов, лишь изредка частным образом покупали их на соседней Гваделупе.

Наибольшего процветания Сен-Барт достиг в период наполеоновских войн, когда нейтральный статус шведской колонии благоприятствовал быстрому развитию торговли. Но затем на остров одно за другим обрушились несчастья: засуха, пожары, эпидемия желтой лихорадки… Из-за обострившейся конкуренции торговля перестала приносить прибыль, содержание колонии стало обходиться шведскому бюджету слишком дорого. И король Оскар II предложил французскому правительству выкупить Сен-Барт обратно. Это решение было вынесено на референдум (весьма демократично для XIX века!), на котором лишь один человек из имевших право голоса жителей острова высказался против перехода под юрисдикцию Франции. Договор был подписан в августе 1877 года. И в следующем году Сен-Барт снова стал французским. При этом новые хозяева обещали шведам, что остров останется оффшорной зоной, и его жители никогда не будут платить налогов.

Старинный якорь – свидетель былого расцвета торгового порта Густавия. Сегодня акваторию порта занимает яхтенная марина. Фото автора
Старинный якорь – свидетель былого расцвета торгового порта Густавия. Сегодня акваторию порта занимает яхтенная марина. Фото автора
Густавия, набережная напротив ратуши. Фото автора
Густавия, набережная напротив ратуши. Фото автора
Ратуша. Здесь она называется не Hotel de ville, как в большинстве французских городов, а Hotel de Collectivité. Это потому, что остров как административная единица официально именуется заморским сообществом - Collectivité de Saint-Barthélemy. На фронтоне здания – надпись «Свобода, равенство, братство» - национальный девиз Франции. Обратите внимание: в центре площади два флага – французский и шведский. Фото автора
Ратуша. Здесь она называется не Hotel de ville, как в большинстве французских городов, а Hotel de Collectivité. Это потому, что остров как административная единица официально именуется заморским сообществом - Collectivité de Saint-Barthélemy. На фронтоне здания – надпись «Свобода, равенство, братство» - национальный девиз Франции. Обратите внимание: в центре площади два флага – французский и шведский. Фото автора
Ещё один флаг Швеции. Влияние этой скандинавской страны чувствуется на Сен-Барте по сей день. Фото автора
Ещё один флаг Швеции. Влияние этой скандинавской страны чувствуется на Сен-Барте по сей день. Фото автора
-12
Англиканская церковь Св. Варфоломея (Бартоломео), построенная в 1855 г. Любопытно, что остров Сен-Барт во все времена отличался исключительной толерантностью по отношению к другим конфессиям. Если в лютеранской Швеции в XVIII-XIX веках католики подвергались гонениям, то здесь никаких религиозных распрей не было. Католики и протестанты жили дружно. Фото автора
Англиканская церковь Св. Варфоломея (Бартоломео), построенная в 1855 г. Любопытно, что остров Сен-Барт во все времена отличался исключительной толерантностью по отношению к другим конфессиям. Если в лютеранской Швеции в XVIII-XIX веках католики подвергались гонениям, то здесь никаких религиозных распрей не было. Католики и протестанты жили дружно. Фото автора
На острове можно наткнуться на старинные постройки. Хотя исторических архитектурных памятников, заслуживающих внимания, здесь нет. Фото автора
На острове можно наткнуться на старинные постройки. Хотя исторических архитектурных памятников, заслуживающих внимания, здесь нет. Фото автора
В этом отреставрированном здании расположен небольшой городской музей. Фото автора
В этом отреставрированном здании расположен небольшой городской музей. Фото автора
В городском музее Густавии неожиданно обнаружил довольно качественные модели исторических кораблей, так или иначе связанных с историей острова. Вот, например, модель английского 74-пушечного линейного корабля «Alfred» (1778 г.). Фото автора
В городском музее Густавии неожиданно обнаружил довольно качественные модели исторических кораблей, так или иначе связанных с историей острова. Вот, например, модель английского 74-пушечного линейного корабля «Alfred» (1778 г.). Фото автора
-17
А это модель шведского винтового фрегата «Vanadis» (1862 г.). Фото автора
А это модель шведского винтового фрегата «Vanadis» (1862 г.). Фото автора

Здесь краткий экскурс в историю острова Сен-Барта закончим. А о том, как на него можно попасть, какое впечатление он производит и почему его называют «островом миллионеров», я расскажу в следующем выпуске интернет-журнала «КруиЗеро».

Гавань Густавии. Фото автора
Гавань Густавии. Фото автора