#культура #литература #искусство #саморазвитие #чтение
Я познакомился с "Маленьким принцем", как и с Сент-Экзюпери уже студентом в 1979 году. Также вхождению в мир Экзюпери способствовала книжка Марселя Мижо "Сент-Экзюпери" из серии Жизнь Замечательных Людей.
В 70-х годах 20 века еще не были раскрыты тайны смерти писателя, его неземной любви и, может быть поэтому у Марселя Мижо биография получилась безумно романтической, увлекательной и загадочной. Мижо использовал десятки писем Сент-Экзюпери, а его письма, доложу вам, это великий еще не изученный русскими пласт любви и красоты. Всем, кто любит Экзюпери, рекомендую обязательно прочитать эту книжку.
И тогда же, после прочтения этих двух книг прочитал все, что написал Экзюпери и твердо решил воплотить "Маленького принца" на сцене, создать группу единомышленников, а может и театр. Благо поддерживающих друзей было немало.
На дворе был 1980 год. Мы, студенты физфака трудились в Москве в гостинице для советских туристов - зрителей Олимпиады, все курсы и группы были перемешаны, все бредили неземным братством и новым временем. Мы провели несколько читок, подготовили сценарий. Много спорили, талантливый Алексей Кориневский рисовал эскизы. Это было серьезное погружение.
Но, Олимпиада закончилась, все разъехались. А когда в сентябре вернулись, собраться в одно время студентам разных курсов групп оказалось проблематично. В юносте одни идеи быстро захлестываются новыми, и короче, театр, не состоялся. Но остались записи и эскизы.
В следующем году - 80 лет первого издания "Маленького принца", надеюсь вы найдете много интересного в этой статье, особенно если дочитаете до конца.
1. За 80 лет с момента выхода «Маленького принца» купили более 140 миллионов раз, перевели на 300 языков. И до сих пор появляются новые переводы. Например, в 2019 его перевели на якутский, а в 2017 на арабское наречие – хассания.
В чем секрет такой популярности? Две минуты и вы узнаете ответ на этот вопрос. Сент-Экзюпери пренебрежительно относился к своему творению Экзюпери никогда не считал себя писателем, а больше летчиком, навсегда преданным небу. Небольшую рукопись в 140 страниц, он написал в 1942 году за два года до гибели.
И автор не слишком волновался о сохранности этих страниц – они были изрядно помяты и усеяны ожогами от пепла сигарет и пятнами кофе. Несколько иллюстраций он вообще оставил в доме друга, то ли позабыв в прихожей, то ли (по легенде) передав в качестве маленького подарка.
2. О том, чтобы издать свое произведение он даже и не задумывался. Впервые это произошло в 1943 году на английском языке. На языке оригинала – французском – из-за оккупации он выйдет только в 1946. Писатель так и не увидит свою рукопись изданной – в 1944 году он в бесследно исчезнет, не вернувшись из разведывательного полета.
Следы его самолета найдут только через 56 лет.
3. «Маленького принца» обычно считают произведением биографическим – самого Принца считают Экзюпери в детстве, которого он сам же будучи взрослым встретил в пустыне, а каждому образу приписывают реального человека из его жизни. Но Принц — это не просто маленький Антуан, вспоминающий свои детские образы – это его внутренний ребенок, который прошел с ним через всю жизнь.
Если начать читать «Маленького принца» в уже зрелом возрасте, может сначала показаться, что это слишком детское и наивное произведение. Именно в этом упрекали произведение критики, видимо позабывшие себя в детстве.
Но книга не вопреки, а благодаря простому и «земному» языку способна пробудить этого самого «внутреннего ребенка». Вспомнить то время, когда ты мыслил «чисто», опираясь на чувства, образы и незамутненную предрассудками и правилами логику.
4. Свой литературный стиль Экзюпери всегда отстаивал перед критиками. Еще после выхода ранних произведений его обвиняли в вычурности и дурновкусии, но автор продолжал оттачивать язык, достигнув идеальной лаконичности в «Маленьком принце».
Вопреки критикам, мыслящих стандартными литературными приемами, он не запирал в одном образе одну мысль. Его персонажей и события можно интерпретировать бесконечно по-разному и все из них будут иметь право на существование.
Зачем ограничивать свой мир, когда можно воспринимать его целостно и многоуровнево? На чистом чувственном уровне, как ребенок изучающий мир не словами, а только сердцем.
Экзюпери старался не забыть, как мыслить вне рамок «взрослого мира». Он искал простые и лаконичные слова, смыслы, лежащие на поверхности, уникальный язык, понятный каждому ребенку. И ему это удалось. Такие «простые истины» найдут отклик в каждом большом и малом ребенке, где бы он не жил и на каком бы языке не говорил.
Вот и ответ: универсальный язык образов, воплощенный в словах, лишь для того, чтобы быть понятным усталым взрослым, забывшим как мыслить сердцем.
В следующем году будет 80 лет с выхода «Маленького принца», а его всё продолжают переводить и издавать. Даже на языке слепых – тактильном, чисто чувственном языке.
А в каком возрасте вы прочитали «Маленького принца? Нашел ли он отклик в вашей душе? Пишите в комментариях, не забудьте подписаться здесь и никогда не теряйте своего внутреннего ребенка.
#обзор #рецензия #писатели #сент-экзюпери #саморазвитие