Найти тему
РБК Тренды

Как личностные тесты прошли путь от жутких картинок до мягких вопросов

Оглавление

Психологи всего мира на протяжении нескольких веков пытаются охарактеризовать личность людей на основе их качеств. В ранних разработках пациенты должны были анализировать необычные и жуткие картинки, однако сейчас используются простые вопросы. Рассказываем, как наука прошла этот путь.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Структура и функция

В начале ХХ века, до появления аппаратов и машин, способных запечатлеть даже малейшее изменение в человеке, психологам приходилось проявлять изобретательность. Только так можно было грамотно проанализировать эмоциональное и ментальное состояние пациента. Основные школы науки делились на две группы: структурализм и функционализм. Структуралистов особенно раздражала непредсказуемость и хаотичность людей. Целью этих ученых было создание своего рода таблицы Менделеева для эмоций, мыслей и чувств. Функционалисты концентрировались на анализе внутренней жизни человека через его внешнее поведение. Если взять для примера торт, то структуралисты пытались понять, что чувствуют люди, когда думают о нем; чем эти ощущения отличаются от эмоций от самого поедания и почему мысли об одинаковом лакомстве у разных людей отличаются друг от друга. Функционалисты же могли бы размышлять, почему торт чаще всего едят с чаем и на днях рождениях, а не носят его с собой, например, на футбольный матч.

Страшные картинки

Десятилетиями представители обеих школ пытались придумать универсальный тест, через которых можно будет анализировать практически всех. Одним из них стал популярный в массовой культуре тест Роршаха, но параллельно гарвардский психолог Генри Мюррей создал «ТАТ» — «Тематический апперцептивный тест». Некоторые специалисты до сих пор его используют. Как писал сам Мюррей, «это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности».

В ходе ТАТ психолог показывал пациенту карточки со странными и довольно жуткими изображениями. Например, на одной из них на заднем плане двое резали скальпелем полуголого мужчину, а на переднем — юноша в классическом костюме смотрел прямо на наблюдателя. Пациент должен был описать, что он видит, а специалист затем сравнивал это с ответами других людей. Идея заключалась в том, чтобы выделять отдельные паттерны и за счет этого фиксировать типы личности.

Фото: Ben Mullins / Unsplash
Фото: Ben Mullins / Unsplash

Интерпретация интерпретаций

Однако ТАТ не учитывал главного: разницы в апперцепции (восприятии на основе прежних представлений). На примере фильмов: если человек сначала посмотрел «Иван Васильевич меняет профессию», то он бы описал «Назад в будущее» как «Иван Васильевич» в США. И наоборот. Учесть контекст в направлении ответов на ТАТ Мюррею помогли его студенты. Теперь человек фокусировался не на описании картинок, а на воображении, ассоциациях, которые возникают при их просмотре, как в игре «Имаджинариум». Однако это осложнилось новым аспектом: каждый психолог по-своему интерпретировал интерпретацию пациента. В итоге исследование 2004 года доказало, что за счет этой бесконечной цепочки ТАТ оказался практически полностью бесполезным в вопросе предсказания поведения.

Появление большой пятерки

С 1960-х личностные тесты концентрируются на вопросах о качествах человека. Объединяющим стал тест «Большая пятерка». Он оценивает пять параметров:

  • экстраверсию;
  • открытость опыту;
  • сознательность;
  • доброжелательность;
  • невротизм.

Эти параметры определяют то, как характер человека воспринимается другими и им самим.

Автор: Семен Башкиров

Читайте также:

Можно ли доверять генеалогическим тестам?

Можно ли доверять IQ-тестам и за что их так не любят

Вся правда об иммунитете и тестах на антитела к COVID-19

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!