Психологи всего мира на протяжении нескольких веков пытаются охарактеризовать личность людей на основе их качеств. В ранних разработках пациенты должны были анализировать необычные и жуткие картинки, однако сейчас используются простые вопросы. Рассказываем, как наука прошла этот путь.
Структура и функция
В начале ХХ века, до появления аппаратов и машин, способных запечатлеть даже малейшее изменение в человеке, психологам приходилось проявлять изобретательность. Только так можно было грамотно проанализировать эмоциональное и ментальное состояние пациента. Основные школы науки делились на две группы: структурализм и функционализм. Структуралистов особенно раздражала непредсказуемость и хаотичность людей. Целью этих ученых было создание своего рода таблицы Менделеева для эмоций, мыслей и чувств. Функционалисты концентрировались на анализе внутренней жизни человека через его внешнее поведение. Если взять для примера торт, то структуралисты пытались понять, что чувствуют люди, когда думают о нем; чем эти ощущения отличаются от эмоций от самого поедания и почему мысли об одинаковом лакомстве у разных людей отличаются друг от друга. Функционалисты же могли бы размышлять, почему торт чаще всего едят с чаем и на днях рождениях, а не носят его с собой, например, на футбольный матч.
Страшные картинки
Десятилетиями представители обеих школ пытались придумать универсальный тест, через которых можно будет анализировать практически всех. Одним из них стал популярный в массовой культуре тест Роршаха, но параллельно гарвардский психолог Генри Мюррей создал «ТАТ» — «Тематический апперцептивный тест». Некоторые специалисты до сих пор его используют. Как писал сам Мюррей, «это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности».
В ходе ТАТ психолог показывал пациенту карточки со странными и довольно жуткими изображениями. Например, на одной из них на заднем плане двое резали скальпелем полуголого мужчину, а на переднем — юноша в классическом костюме смотрел прямо на наблюдателя. Пациент должен был описать, что он видит, а специалист затем сравнивал это с ответами других людей. Идея заключалась в том, чтобы выделять отдельные паттерны и за счет этого фиксировать типы личности.
Интерпретация интерпретаций
Однако ТАТ не учитывал главного: разницы в апперцепции (восприятии на основе прежних представлений). На примере фильмов: если человек сначала посмотрел «Иван Васильевич меняет профессию», то он бы описал «Назад в будущее» как «Иван Васильевич» в США. И наоборот. Учесть контекст в направлении ответов на ТАТ Мюррею помогли его студенты. Теперь человек фокусировался не на описании картинок, а на воображении, ассоциациях, которые возникают при их просмотре, как в игре «Имаджинариум». Однако это осложнилось новым аспектом: каждый психолог по-своему интерпретировал интерпретацию пациента. В итоге исследование 2004 года доказало, что за счет этой бесконечной цепочки ТАТ оказался практически полностью бесполезным в вопросе предсказания поведения.
Появление большой пятерки
С 1960-х личностные тесты концентрируются на вопросах о качествах человека. Объединяющим стал тест «Большая пятерка». Он оценивает пять параметров:
- экстраверсию;
- открытость опыту;
- сознательность;
- доброжелательность;
- невротизм.
Эти параметры определяют то, как характер человека воспринимается другими и им самим.
Автор: Семен Башкиров
Читайте также:
Можно ли доверять генеалогическим тестам?
Можно ли доверять IQ-тестам и за что их так не любят
Вся правда об иммунитете и тестах на антитела к COVID-19