Найти тему

ЕГЭ литература. Сложный текст Ф.И.Тютчева

Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Ф.И. Тютчева к философской поэзии?

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьётся он,

И вот ушёл за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Сначала немного о взглядах поэта. Без этого невозможно ни понять, ни ответить на вопрос.

Ни в коем случае нельзя ограничивать творчество Тютчева пейзажной лирикой. Поэзия Тютчева глубоко философична и в то же время реалистична.

Философская основа поэзии Тютчева состоит в том, что, по его представлениям, мир, окружающий человека, сложен и многопланов. Он представляет собой взаимодействие и сосуществование миров - дневного и ночного.

Дневной мир – мир матери Земли, видимый и слышимый. Здесь природа, как и человек, обречена на разрушение. Но ,в отличие от человеческой смерти, уничтожение природы не исчезновение, а возвращение к первооснове, к своему началу ,за которым следует новый виток развития. Это объясняет частые описания тех состояний природы, которые находятся на стыке дня и ночи, зимы и весны, грозы и умиротворения.

А ночь - власть чёрной бесконечности. Космическая бездна подчёркивает бренность существования человека. Это всё непознанное в мире, и в этой тайне проявляется приоритет Природы над человеком.

Сомнения, мучения перед вечной загадкой природы -источник человеческих страданий. Но в этом и сущность человеческого бытия, поэтому поэт обращён к реальной жизни и только в ней находит отраду для себя.

Только теперь можем приступить к ЕГЭ.

-2

Итак, начинаем с прочтения и отбора ИВС (и так всегда)

Наверняка, увидите следующие:

Коршун – мощный, живой (эпитеты),

Человек - в поте и пыли. контраст: царь земли – прирос к земли (Не Земля, а почва).

Рифма пыли-земли

Осмысляем на основе знаний о философии Тютчева

Видим – явное противопоставление Человека и Природы, которую здесь можно отнести к понятию «Космос».

Человек и Природа – символичное противопоставление коршуна и человека

С какой философской установкой перекликается? (см. таблицу выше) – прямо вот точненько мысль о дневном и ночном мире.

Коршун – сила природы, космоса – читаем эпитеты, приходим к выводу о кровной связи с Природой, которая и дала жизненную силу.

Обратим внимание на рифмы: поднялся-взвился , небосклон – он (рифмы), в которых прослеживается присущая всем строчкам аллитерация (свист крыльев, звук разрезаемого при взлёте )воздуха.

Теперь о человеке, который «в поте и пыли»: совсем другая аллитерация (п-глухой, взрывной, краткий). Это явно соотносится с представлениями поэта о мире ночном, который, находясь под властью чёрной бесконечности, космоса, рождает БРЕННОСТЬ существования человека.

А теперь остаётся собрать всё воедино. Например, так:

В стихотворении Ф.Тютчева «С поляны коршун поднялся..» мы видим не просто пейзажную зарисовку, а глубокое философское рассуждение о месте бренного человека в мире вечной Природы, которая, каждый раз возрождаясь, всегда обретает жизненную силу.

Композиция стихотворения построена на антитезе двух миров : Природы и человека; и это прослеживается на многих уровнях текста. Например, в аллитерации: если в описаниях Коршуна мы слышим звуки С,З – звуки долгие, передающие свист крыльев, звук разрезаемого при взлёте воздуха, то в последних двух строчках повторяется П - звук глухой, взрывной, краткий. Контрастны и эпитеты: коршун, у которого «мощные», живые» крылья; и человек (какой?) -«в поте и пыли».

Различие этих миров прослеживается и в рифмах: о Коршуне – поднялся-взвился , небосклон – он, и о человеке – пыли-земли.

Анализ стихотворения показал нам, как писатель-философ делится с нами своим осмыслением отношения человека и Космоса. Читатель понимает, что человек страдает от того, что чувствует своё бессилие перед законами Природы и обречённость жить на земле в пыли и прахе.

Как-то так. На мой взгляд. И научиться такому анализу должны особенно те, кто поступает на филологию или журналистику.