«… Сведения о пассивности большинства фракийцев во времена скифского похода Дария, а затем Греко-персидских войн, которые дает «История» Геродота, должны восприниматься до некоторой степени критически. В обоих случаях, приняв на себя первые удары выступающей в поход огромной армии персов, фракийские племена нашли в себе силы для того, чтобы сохранить ту степень самостоятельности, которая предотвратила включение Фракии в состав персидской монархии и превращение ее в административную единицу этой державы ...» Т.Д. Златковская.
Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":
Походы Дария на эламитов и саков
Покорение Египта Дарием I
Мятежные аристократы
Дарий I. Расширение границ империи
Загадки скифского похода Дария
Вторжение в Европу
Транзитом через Фракию в Скифию
Рассказывая о проходе армии Дария через Фракию, Геродот вполне ясно указал пять мест, через которые пролегал ее путь. Основываясь на них, благо все ориентиры сохранились до наших дней, мы можем восстановить примерный маршрут персидского войска от Малой Азии до Скифии. Первым и последним пунктами этого путешествия служат мосты через Боспор Фракийский и через Истр (Дунай), три других – лагерь у истоков реки Теара, земли племени одрисов у реки Артеск и земли гетов «севернее Аполлонии и города Месамбрии». Итак, давайте посмотрим, какой путь в Скифию избрал Дарий.
«… Дарий же переправился по мосту через Боспор и затем, пройдя через Фракию, прибыл к истокам реки Теара, где стоял станом три дня. … У этой реки 38 источников: одни — горячие, другие — холодные, но все вытекают из одной и той же скалы. Источники эти находятся на одинаковом расстоянии двухдневного пути от города Герея у Перинфа и от Аполлонии на Евксинском Понте. Этот Теар впадает в реку Контадесд, Контадесд — в Агриану, Агриана — в Гебр, а Гебр, наконец, — в море у города Эноса ...» Геродот. Если соотнести географические реперы, указанные Геродотом, с планом местности, то можно довольно точно определить место лагеря Дария у истоков Теара, который отмечен на карте значком «стела Дария». Пожалуй, стоит более подробно рассказать, что представляли собой, упомянутые «отцом истории», географические объекты и как они называются сейчас.
Город Перинф и одноименная колония были основан самосцамина побережье Пропонтиды (Мраморное море) около 603 г. до н. э., но поскольку северная Пропонтида с конца VIII века до н. э. была районом мегарской колонизации, то появление там самосской колонии привело к войне, получившей название Перинфская война. Мегарская эскадра атаковала Перинф, однако, на помощь городу подошел самосский флот из тридцати кораблей и мегарцы потерпели поражение в битве. Поражение в этой войне имело тяжелые последствия для Мегар, так как они в это время также вели войну и с Афинами за остров Саламин. Потери, понесенные в ходе перинфского похода, стали причиной поражения и в «саламинском» конфликте (Подробнее о войне за Саламин между Афинами и Мегарами ЗДЕСЬ: Остров героя Аякса Великого; Война длиною в триста лет; Остров раздора. Шанс для полководца.; Остров раздора.Трамплин для реформатора.; Остров раздора. Дебют авантюриста).
История двух других городов, столь драматическими событиями не отмечена. Аполлония Понтийская была основана в 610 г. до н. э. выходцами из Милета на небольшом полуострове к юго-востоку от Бургасского залива, сейчас на этом месте находится болгарский город Созопол. Город Энос (Айнос) основан в VII в. до н.э. эолийцами на берегу Эгейского моря, недалеко от устья реки Гебр (Марица). К нашему времени море отступило и Энос, ныне называемый Энез, находится на некотором (небольшом) расстоянии от него, на левом берегу Марицы, которая также несколько изменила свое русло.
Река Теара в наши дни называется Семердере, это совсем небольшой поток и на карте его обнаружить нелегко. Современная река Марица – одна из крупнейших рек Балканского полуострова, в древности именовалась Гебр. Реку Контадесд, в которую, по словам Геродота, впадает Теара, привязать ни к одной из современных водных артерий не получается. Но поскольку сейчас Семердере (Теара) впадает в Эргене, а та, в свою очередь, в Марицу (Гебр), то можно предположить, что Контадесдом в древности назывался один из участков течения реки Эргене, которую древние называли река Агриан.
Почему Дарий остановил армию на трехдневную стоянку в самом начале похода и чем занимались во время отдыха? Геродот сообщает об установке некого памятного указателя со «скромной» надписью: «Источники Теара дают наилучшую и прекраснейшую воду из всех рек. К ним прибыл походом на скифов наилучший и самый доблестный из всех людей — Дарий, сын Гистаспа, царь персов и всего азиатского материка». И сама надпись и ее содержание вполне в традициях восточных владык, идущих еще со времен ассирийских царей, своего рода «заявка» на обладание этими землями. Этот «памятник похода Дария» простоит много веков и будет использован в качестве строительного материала при возведении в V в. н.э. византийской крепости Теке Чифик (название, понятно, уже турецкое), которая находится возле византийского поселения Брайсис, ныне турецкого города Пынархисар (Буннар-Хиссар, Буннар-Гиссар). Плита с надписью Дария была окончательно утрачена во время Русско-турецкой войны 1828—1829 годов.
Известный болгарский историк и археолог Иван Йорданов Венедиков, специализировавшийся на изучении Фракии, считал, что источники Теары были сакральным центром фракийских племен и захватив его, Дарий одержал важную победу над ними, именно для того чтобы зафиксировать сам факт этой победы, в священном для фракийцев месте, был установлен монумент с надписью. Геродот, также сообщает о необычных и даже целительных свойствах этого места: «… Теар — наиболее замечательная река: наряду с другими целебными свойствами вода ее исцеляет чесотку у людей и коней. У этой реки 38 источников: одни — горячие, другие — холодные …». Святилища богов, как правило, в подобных местах и устраивали. Для того чтобы заявить об обладании фракийской святыней просто пройти мимо было, безусловно, недостаточно, вот и пришлось на несколько дней задержаться, а заодно и «пометить место» памятной стелой.
После долгого марша по незнакомой, зачастую враждебной местности, разумный полководец устраивает остановку и дает своим солдатам несколько дней отдыха в относительно комфортных условиях лагеря. Однако, поход только начался, и армия еще не успела накопить усталость, если верить карте, то от моста через Боспор до истоков Тиары около ста пятидесяти километров – меньше недели пути при самом неспешном продвижении. Впрочем, опытные военачальники знают, что именно в начале похода всегда «вылезают» различные огрехи и недочеты подготовки, довольно «разношерстным» отрядам, составляющим персидское войско нужно время для «боевого слаживания», наконец, бойцам нужно просто «войти в ритм». После короткого перехода вполне разумно было остановиться, устранить выявленные недостатки, произвести «разбор полетов» по итогам первых дней совместных действий и немного «перевести дух». В сочетании с названными выше «политическими» причинами, эти практические соображения и побудили Дария простоять несколько дней на одном месте, попутно рассылая во все стороны разведчиков и фуражиров.
«… Отсюда Дарий двинулся дальше и достиг другой реки под названием Артеск, которая течет через землю одрисов ...» Геродот. Локализация реки Артеск вызвала многочисленные споры среди историков так, как является едва ли не единственным топонимом, определяющим местоположение племени одрисов. На эту роль претендуют сразу несколько балканских рек: Правый приток Марицы (Габра) – Арда или Ардас; Водная система, которую образуют, сливаясь реки Люды Камчия и Голяма-Камчия - современное название Камчия, более старое – Панисос; левый приток реки Голяма-Камчия – в древности Текедере, сейчас Стара-Река. Но наиболее вероятный преиендент на древнее имя Артеск - современная река Тунджа, левый приток Марицы.
«… По прибытии к этой реке царь сделал следующее. Указав своему войску место, он повелел, чтобы каждый воин, проходя мимо, положил туда камень. Когда воины выполнили царское повеление, Дарий двинулся дальше, оставив на месте огромные груды камней ...»Геродот. Существует несколько толкований этого рассказа, так болгарский историк Христо Милушев Данов считал, что это было сделано для демонстрации многочисленности войска и устрашения фракийских племен, а уже упоминавшийся И. Й. Венедиков предположил, что персы, таким образом, просто расчищали себе дорогу. Не стоит забывать и о том, что похожие сюжеты содержат рассказы о нескольких знаменитых завоевателях, то есть это может быть всего лишь «авторский прием» иллюстрирующий читателю мощь персидского войска. Судя по всему, она произвела должное впечатление на одрисов, потому как о попытках сопротивления этих племен Геродот ничего не сообщает, и персы спокойно двигаются дальше, в сторону греческих прибрежных городов Салмидесс и Месамбрия.
«… Фракийцы же из Салмидесса и живущие севернее Аполлонии и города Месамбрии, называемые скирмиадами и нипсеями, подчинились Дарию без боя …» Геродот. Салмидесс – это «три в одном»: так называлась река, около устья которой в VII в. до н. э. пришельцы из Аполлонии Понтийской основали торговую факторию, быстро ставшую городом, который также поначалу назывался Салмидесс, а еще Салмидессом называли морское побережье Фракии от Финийского мыса до Фракийского Боспора. Город Салмидесс упоминается в мифе об аргонавтах, как место встречи героев с бывшим фракийским царем Финеем, который в благодарность за спасение от гарпий и проявленное к нему участие подсказал путешественникам, как безопасно проплыть через Симплегады. Позднее город был переименован в Мидию, в честь добываемого здесь в огромных количествах моллюска. Еще позднее турки дали городу труднопроизносимое имя Кыйыкёй, сейчас он известен как тихий курортный городок, около которого выходит на сушу морской газопровод «Турецкий поток» и где расположен приемный терминал этого газопровода.
Месамбрия – пример анахронизма у Геродота, греческая колония возникла здесь около 510 г. до н. э. (на основании литературных источников), по результатам же археологических раскопок еще позднее – в 500 г. до н. э. Во время «скифского похода Дария» на этом месте было расположено фракийское поселение Менебрия, сейчас в этих местах находится болгарский город Несебыр (Несебр).
Двигаясь по направлению к Истре (Дунаю) войско Дария вступило на земли равнины, расположенной между этой могучей рекой и горной цепью Гем. Места были богаты фуражом и провиантом, но имели довольно сильных и весьма воинственных хозяев. Здесь, впервые за время похода через земли Фракии, персам было оказано сопротивление. «…геты, самые храбрые и честные среди фракийцев, оказали царю вооруженное сопротивление, но тотчас же были покорены ...» Геродот. Вообще-то Дарию повезло, развитие северофракийских племен и их консолидация, уже привели к концу VI- началу V в. до н.э. к формированию гетского этноса, но процесс формирования мощного гетского племенного союза, объединившего родственные, а иногда втягивавшего в свою «орбиту» и вовсе не родственные гетам, а просто соседние племена, находился еще в самом начале. В конце VI в. до н.э. в жизни гетов начинают происходить значительные перемены, возникают городища, ставшие не только крепостями, но также центрами экономики и общественной жизни. Воздействие греческой цивилизации и влияние скифской культуры приводят к изменениям в военном деле, вносят новшества в производственную сферу и оживляют политическое развитие общества.
Река Истр являлась пограничной между племенами скифов и гетов вплоть до I в. до н. э., когда набравшие силу геты будут доходить в своих набегах до Ольвии. Разумеется, соседи активно общались, заключали матримониальные союзы, торговали и воевали между собой. При столь активном взаимодействии, грех было бы не позаимствовать некоторые достижения соседей, разумеется, наиболее активно обменивались новинками в военном деле. Конница у гетов, одрисов и многих других фракийских племен, играла исключительно важную роль в сражениях. Фукидид, описывая поход одрисского царя Ситалка сообщает: «... геты и прочие туземцы — соседи скифов и сходны с ними по вооружению; все они конные стрелки...», а Овидий именует гетов «луконосными». Так что особенности конской сбруи скифов активно заимствовались гетами, несмотря на наличие «фракийского типа» уздечного устройства. Детали конской узды, изготовленные по скифским образцам, найдены в поселениях гетов. В VIII—VII вв. до н. э. во всем Карпато-Балканском районе распространяются наконечники стрел и небольшие сложносоставные луки скифского типа. С удовольствием использовали геты и скифские мечи-акинаки, с середины VI в. до н.э. они входят в арсенал воинов-гетов. Причем фракийцы занимаются их изготовлением самостоятельно, внося свои изменения в оформление, типы рукоятей, перекрестий и форму клинка.
Между гетами и скифами так много общего, что так и хочется высказать предположение об их родстве. Увы, специалисты-историки с этим не согласны: «… На основании эллинского варианта этногонической** легенды, переданной Геродотом по которой Скиф, Агафирс и Гелон — родные братья, нередко делается вывод об этническом родстве скифов с агафирсами, а через них с фракийцами вообще. Однако лингвистика и археология говорят против этнического родства скифов с фракийцами. По данным археологии, происхождение материальной культуры и генетические связи скифов и фракийцев были совершенно разными и не могли вытекать из одного общего источника, как бы ни решался вопрос о генезисе той и другой культур. По данным сравнительного языкознания, скифский н фракийский языки относились к разным языковым группам ...» А.И. Мелюкова (** этногония – миф о происхождении племен).
Культура гетов вполне самобытна, это касается и религии и языка и военного дела, заимствования в котором, мы только что обсуждали. Геты, действительно, охотно употребляли скифское оружие и скифскую тактику «конных стрелков», но при этом они совсем не забывали свои национальные воинские приемы и характерное для фракийцев вооружение, многие недруги гетов с ужасом вспоминали кривые фракийские мечи-ромфеи. То же касается и тактических приемов, Ксенофонт писал, что фракийцы, в отличие от скифов, предпочитают луку метательные копья и легкие щиты, этот его вывод подтвержден археологическими данными. Можно также предположить, что фракийская манера ведения боя предполагала более близкий контакт с противником, чем скифская. Возможно, именно поэтому геты озаботились защитой бренного тела и в V в. до н. э. заимствовали у скифов щиты и панцири с металлическим чешуйчатым покрытием. Впрочем, последние не были особенно распространены в силу своей высокой стоимости.
Древнегреческий писатель Лукиан Самосатский (I в. н.э.) писал, что геты по воинственности превосходят скифов, а римский император Юлиан и вовсе называл их самым воинственным из всех когда-либо живших народов. Придет время и от гетов достанется и греческим колониям от Ольвии до Аполлонии, и соседям-скифам. Так что Дарию действительно повезло, что он встретился с гетами в тот момент, когда они еще не вошли в полную силу, а то его поход мог бы закончиться совсем по-другому. Однако история не имеет сослагательного наклонения, персидский царь продемонстрировал вождям гетских племен силу своей армии в нескольких стычках и поманил их перспективой пограбить соседей и вот уже «…они должны были присоединиться к остальному войску в походе …» Геродот. По большому счету, Дарий не столько победил гетов, сколько просто позвал на совместную войну, про «покорение» - это больше для «красивости». После заключения сделки с вождями гетов ничто больше не мешало продвижению войска Дария и вскоре оно, преодолев за месяц около семисот километров, подошло к наведенной ионийцами переправе через Истр, за рекой царя царей ожидала Скифия.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
«История. Книга четвертая. Мельпомена» Геродот
«Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.» Т.Д. Златковская
«Скифия и фракийский мир» А.И. Мелюкова
«Северные фракийцы в VI-I вв. до н. э.» И. Т. Никулицэ
«Путешествие в загадочную Скифию» М.В. Агбунов
«Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии» Л. А. Пальцева
Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":
Походы Дария на эламитов и саков
Покорение Египта Дарием I
Мятежные аристократы
Дарий I. Расширение границ империи
Загадки скифского похода Дария
Вторжение в Европу
Транзитом через Фракию в Скифию