Герой сказки, набредший на избушку на краю леса, знает, что ее нужно повернуть. Но почему избушку нельзя просто обойти? Зачем просить ее вращаться? И почему наталкиваясь на избушку, сказочный персонаж сразу знает, что надо делать?
Сказка сохранила не только следы представлений о смерти, но и следы некогда широко распространенного обряда, тесно связанного с этими представлениям, – обряда посвящения юношества при наступлении половой зрелости.
Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это – так называемая временная смерть.
Обряд посвящения проводился всегда именно в лесу. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.
Лес окружает иное царство, дорога в иной мир ведет сквозь лес.
Что лес в сказке не совсем обычен, видно по его обитателям, по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя «куда глаза глядят» и невзначай подняв взор, он видит необычное зрелище – избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: «Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать. Он заставляет ее повернуться: «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом».
Но отчего же не обойти избушку и не войти с той стороны? Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через избушку. Эта избушка – сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел повернуть избушку.
Из дальнейшего развития сказки видно, что яга иногда поставлена стеречь границу стоящими над ней хозяевами, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. Она охраняет вход в царство смерти.
Фрагменты из «Исторических корней волшебной сказки» В. Я. Проппа.