Приложения.
Приложение 1. Список типовых приемов устранения тёхнических противоречий.
1. Принцип дробления: а) разделить обьект на независимые части; б) выполнить обьект разборным; в) увеличить степень дробления.
2. Принцип вынесения: в) отделить от обьекта "мешающую часть" (" мешающее свойство") или, наоборот, единственно нужную часть( нужное свойство).
3. Принцип местного качества: а) перейти от однородной структуры обьекта к разнородной; б) разные части обьекта должны иметь разные функции.
4. Принцип ассиметрии: а) перейти от симметричной формы обьекта к ассиметричной; б) если обьект ассиметричен, увеличить степень ассиметрии.
5. Принцип обьединения: а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций обьекты; б ) обьединить во времени однородные или смежные операции.
6. Принцип универсальности: а( обьект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других обьектах.
7. Принцип " матрешки": а) один обьект размещен внутри другого, который в свою очередь находится внутри третьего и т .д. б) один обьект проходит сквозь полости в другом обьекте.
8. Принцип " антивеса": а) компенсировать вес обьекта соединением с другим, обладающим подьёмной силой; б) компенсировать вес обьекта взаимодействием со средой ( за счет аэро- и гидродинамических сил).
9. Принцип " антивеса": а) заранее придать обьекту напряжение, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжением; б) если по условиям задачи необходимо совершить какое- то дейсвие, надо заранее совершить антидействие.
10. Принцип предварительного действия: а ) заранее выполнить требуемое действие* полностью или частично); б) заранее расставить обьекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.
11. Принцип " заранее подложенной подушки"компенсировать относительно невысокую надежность обьекта заранее подготовленными аварийными средствами.
12. Принцип эквивалентности: изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать обьект.
13. Принцип " наоборот": а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие; б) сделать движущую часть неподвижной, а неподвижную - движущейся; в) перевернуть обьект " вверх ногами", вывернуть его.
14. Принцип сфероидальности: а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, плоских поверхностям к сферическим, от частей, выполненных в виде куба к широким конструкциям; б) использовать ролики, шарики, спирали; в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.
15. Принцип динамичности; а) разделить обьект на части, способные перемещаться относительно друг друга; б) если обьект неподвижен, сделать подвижным.
16.Принцип частного или избыточного действия: а) если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить " чуть меньше" или " чуть больше"- задача существенно упростится.
17. Принцип перехода в другое измерение: а) многоэтажная компановка; б) наклонить обьект или положить его на" бок"; в) использовать обратную сторону данной площадки.
18. Принцип использования механических колебаний.
19. Принцип периодического действия.
20. Принцип непрерывного полезного действия: а)вести работу непрерывно, все части обьекта должны работать с полной нагрузкой; б) устранить холостые и промежуточные ходы.
21. Принцип проскока: а) вести процесс на большой скорости.
22. Принцип " обратить вред в пользу": а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта; б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами; в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
23. Принцип обратной связи: а) ввести обратную связь; б) если обратная связь есть, изменить ее.
24. Принцип" посредника": а) использовать промежуточный о
бьект, переносящий или передающий действия.
25. Принцип самообслуживания.
26. Принцип копирования: а) вместо недоступного, сложного, использовать его дешевые копии; б) заменить обьект оптическими копиями.
Данный список составлен из типовых приемов устранения технических противоречий, элементы из которых можно использовать для развития у детей творческого воображения.
(Продолжение следует.)