Сегодня Facebook показал мне воспоминание – год назад я написал пост о Clubhouse, мол, удивительно, как люди годами жалующиеся на голосовые сообщения в мессенджерах внезапно стали собираться в некие комнаты и обмениваться голосовыми сообщениями. Сегодня, наверное, никто уже и не помнит, что был такой сервис. А между тем за его короткую, но яркую жизнь, произошло много интересного. Внезапно некоторые чаты там собирали тысячи, если не десятки тысяч слушателей, а за «ведение комнат» компании типа Сбера платили сумасшедшие деньги так называемым селебрити а-ля Варламов. Забавно, что приложение даже не успело обзавестись версией для Android, люди разбежались из него гораздо раньше. Сегодня там можно встретить разве что инфоцыган и лютых поклонников элитарных кладбищ типа ЖЖ и ICQ. И ведь Clubhouse – не единственный пример сервиса, мода на который прошла.
Вот в 2016 году Герман Греф заявил: «Не освоишь Agile сегодня, станешь лузером завтра». Если честно, я себя лузером не считаю, но что такое Agile не знаю до сих пор. Вру, конечно, но спорить с таким гением, как Герман Оскарович, смысла нет никакого. Где я и где Герман Оскарович? Наше с ним отличие заключается в одном простом факте – я эксперименты в бизнесе произвожу за свой счет, а Герман Оскарович – за счет бюджета Сбера. Риски не сопоставимы, и я не могу дать гарантий, что если бы мне внезапно сказали: «давай, Серега, вот тебе бесконечный поток денег, экспериментируй», то я бы не сошел с ума, как товарищ Греф.
Где этот agile сегодня? Примерно там же, где космические корабли, бороздящие просторы большого театра. Из года в год в медиа-пространства выходит очередной евангелист и начинает проповедовать про какую-то чудо-технологию, которая, без сомнений, обеспечит прорыв. Но пока что прорыв обеспечивался лишь в кошельке компаний, нанимавших этих евангелистов. Потому что есть простая аксиома – действительно прорывная технология в евангелизме не нуждается. Когда Стив Джобс представил первый iPhone, который функционально недалеко ушел от кнопочного телефона с калькулятором, но был красивый и няшный, все хотели его купить. Не нужно было никакой рекламы, и даже очереди в магазины тогда еще не оплачивали, люди стояли днями и ночами по собственному желанию. На этом фоне контрастировала Nokia с Microsoft, которые тратили огромные деньги на медиа и евангелизм. Помогло ли это Nokia и Microsoft? Вопрос риторический.
Именно поэтому каждый раз, когда я вижу в ленте (а иногда и у себя в комментариях, но тут я крамолу быстро выжигаю) очередное резкое мнение о какой-то новой модной технологии, у меня это вызывает не просто скепсис, а усталую раздраженность. Про метавселенные я уже писал, про AR, VR и прочие XR, возможно, еще напишу. Но скорее всего не буду вмешиваться. Просто потому, что невозможно разговаривать с людьми, у которых память как у золотой рыбки. Они не помнят что происходило год назад, как можно на полном серьезе приводить им аргументы о том, что все это уже было 10 лет назад?
А ведь история циклична, а большинство новых технологий – это просто иное прочтение старых. И когда Стив Джобс говорил, что стилус для смартфона – это дичь, он говорил это не просто так. Если вы подзабыли, то из Apple Стива уволили в 1985 году, а в 1987-м Apple начала разработку платформы Newton OS, а сам термин PDA по некоторым источникам придумал Джон Скалли, который и уволил Стива. В 1993 году вышел PDA Apple Newton, на тот момент весьма прорывное устройство, поддерживающее среди прочего распознавание рукописного (стилусом) ввода. Когда в 1997 году Стив Джобс триумфально вернулся в компанию, Newton стал одним из первых проектов, попавших под нож, но сама идея портативного устройства-коммуникатора была воплощена тем же Стивом через 10 лет в iPhone. В этом контексте нелюбовь Джобса к стилусам вполне объяснима.
Сегодня нет Стива, а Билл – единственная сопоставимая фигура – давно отошел от дел. Потому и все изобретения выглядят как натужные попытки пукнуть в вечность.