Что я вам скажу, дорогие товарищи: в 1934 году советские граждане не только строили коммунизм в отдельно взятой стране и мечтали о мировой революции. И даже не все 24 часа в сутки рассуждали об индустриализации и смычке города с деревней. Оставалось время и на любовь.
История эта, рассказанная про романтика Пашу Букетова журналом "Крокодил", носит возвышенное название "Легенда седых вершин", а назвать ли её драмой, трагедией, или вообще - трагикомедией, дело ваше.
Иной читатель увидит в этой поучительной истории злую насмешку над Пашей, а другой (или другая) глумление над и так закрепощенной женщиной Востока. Автор будет премного благодарен за ваши комментарии и рассуждения - кто тут прав, кто виноват, и вообще, может надо бы было наказать мужа - по комсомольской, так сказать, линии.
Ну да за мной читатель - сейчас мы увидим, как коварна бывает любовь!..
"Паша увлекался Лермонтовым. Лавры Печорина лишили его сна.
— К чорту силосные башни! — кричал он в экстазе. — Вот башня царицы Тамары, это башня! И Паша Букетов решил расстаться с сумеречными буднями городов. Взяз где-то аванс под незаконченную пьесу, он ринулся навстречу дымным ущельям, снежным вершинам и чернооким черкешенкам Кавказа".
"В каком-то курортном городишке Паша достал у бродячего фотографа полный черкесский костюм. Взяв напрокат лошаденку, он ринулся туда, где в закатное небо упирались вершины, покрытые вечными снегами. И он увидел ее, волшебную гурию гор. Она была стройна, как тополь, и глаза ее горели неземным огнем. Сердце Паши заколотилось неровно, как будильник Точмеха".
"В полночь, когда лунный диск вырвался из дымных ущелий и повис на синем небе, Паша, презрев опасность, пришел к ней — Бежим! - сказал ай Паша сдавленным шепотом. — Горячий конь нас ждет у ручья. Я силен и донесу тебя на руках-.. — Зачем бежать? — ответила она. — Уйдем так. Мужа дома нет... — Уйти так неинтересно, — сказал Паша. И они бежали"
"Могучий аргамак мчался по горным тропам быстрее вихря. Он был голоден и рвался в родную конюшню. Паша сжимал- в железных об'ятьях драгоценный груз. Но, чу! Паша явственно услышал позади конский топот"
"— Мы погибли, — сказал он, — зa нами погоня. — Это муж,—прошептала она,—приготовь кинжал! Паша рванул из ножен кинжал, и он не блеснул в лучах месяца, потому что был деревянный. И на резкий окрик „стой!" Паша осадил взмыленного коня".
"— Извиняюсь, дорогой, — сказал муж похищенной Зюлейки — Вы с моей женой любите друг друга, пожалуйста! Мы, комсомольцы, считаем женщину свободной (он был, между прочим, членом ВЛКСМ и председателем колхоза), вот ее трудкнижка, где очень мало трудодней, примус и другие вещи. Забирай и будьте счастливы... Таких жен нам теперь не нужно. Муж вскочил на коня и ускакал в горы".
"Паша был потрясен. Как все это обыденно прозвучало на фоне кавказских гор... „Но, ничего, — подумал Паша, — черкешенка ведь настоящая"—и сказал: — Милая, мы с тобою вдвоем у подножия этих гор. Сними чадру. Брось этот глупый пережиток для меня!"
"— Хорошо, —ответила она,—-я теперь твоя навеки. Я сниму чадру. И он увидел ее, озаренную серебряным .светом полной луны. Но что он увидел— об этом лучше не писать. Он понял, почему она упорно держалась глупого пережитка... — Трудодни! — закричал он, как лев. — Почему мало трудодней!"
"Паша решил к чему-нибудь придраться и бежал вслед за конём, который давно все понял и удрал, не ожидая роковой развязки. Сверкал месяц. Серебрились вершины гор. Но лермонтовской романтики но было. Это был не тот Кавказ, не тот черкес и не та Зюлейка. И сам „Герой нашего времени" был герой не нашего времени".
Вот такая вот вышла история.
А нарисовал её художник Алексей Радаков, кстати, тот самый, что прославился в 1941 году плакатом "Болтун - находка для шпиона".
С вами была Умная Эльза - и её маленькие истории большой страны, которой нет на карте. Если вы отметите "нравится" - больше читателей смогут посмеяться приключениям Паши Букетова, а если напишете комментарий - порадуете меня особенно.
Статьи по материалам журнала "Крокодил" разных лет здесь: