/Из книги В.И. Щербаченко "Белгородская Пушкиниана"/
Вращаясь среди офицеров 1-й бригады дивизии генерала М.Ф. Орлова, Пушкин познакомился с их командиром, генерал-майором Дмитрием Николаевичем Бологовским (Волховский) (1775 - 1852). Как старый друг отца и дяди поэта, генерал пригласил его к себе на обед. Вспоминает друг поэта И.П.Липранди: «В начале по зову, но потом был приглашён раз навсегда».
Известный, и не только в армейских кругах, (Бологовский был одним из участников заговора против императора, Павла Iв 1801 году), умный и общительный генерал интересовал Пушкина. И он зачастил в дом Бологовского.
Однажды, как обычно, Пушкин со знакомыми офицерами сидел за столом у Дмитрия Николаевича. Он не обратил внимания на малознакомого ему подполковника Дережинского, сидевшего почему-то в парадном мундире с новыми эполетами. Обед проходил несколько шумно, чем всегда. Виной тому было привезённое из Одессы вино всевозможных марок. Когда убрали стол, генерал приказал принести шампанское, сказав вполголоса, что забыл выпить за здоровье новоиспечённого командира полка. И с улыбкой посмотрел на Леопольда Кузьмича, сидящего здесь.
Запенилось шампанское в бокалах, и офицеры стоя выпили за здоровье подполковника Дережинского. Слуга снова наполнил бокалы. Ждали нового тоста.
И тут, изрядно порозовевший Пушкин приподнялся, поднял бокал, произнёс: «Дмитрий Николаевич! Ваше здоровье». «Это за что?» - спросил генерал. «Сегодня 11 марта» (А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. М, 1985, стр. 315). Генерал вспыхнул, тут же вспомнил – 11 марта 1801 года, группа заговорщиков, и он в числе их, убила Павла I.
Но сумел выкрутиться: «А вы почём знаете?» - как бы невзначай, обращаясь к Михаилу Ивановичу Лексу – правителю канцелярии Инзова, земляку сказал: «Сегодня Леночки, племянницы, день рождения». Лекс тут же это подтвердил, хотя понятия об этой дате не имел. Пушкин опомнился и сослался на Лекса.
Что он хотел сказать подполковнику Дережинскому в новом тосте не известно. У Бологовского резко упало настроение – он сел играть в шахматы. Пушкин поспешил ретироваться. И по совету друзей, наутро, поехал к генералу извиняться, ссылаясь на изрядно выпитое шипучее.
Командир Охотского пехотного полка, подполковник Леопольд Кузьмич (Казимирович) Дережинский (Дерожинский, Дорожинский), торжественный обед в его честь был сорван Пушкиным, был из старинного белорусского дворянского рода. В 1804 году Дерожинские были внесены в IV часть родословной книги дворян Могилёвской губернии. Из семи братьев, Феликс (Филипп) и Леопольд Казимировичи, вступили в российскую армию.
Брат Феликс Дерожинский, служил в Рижском драгунском полку. Участвовал в Аустерлицком сражении, под Прейсиш-Эйлау, Фриланде в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах. Награждён орденами Св. Анны IVстепени, Св. Владимира IVстепени с бантом. Жена, Надежда Петровна Гарденина, дочь титулярного советника из слободы Алексеевка. В 1824 году вышел в отставку с чином полковника. Жил в селе Надеждовка, Бирючинского уезда. Сын, Валериан Филиппович Дерожинский, участник обороны Севастополя, генерал-майор, погиб при обороне Шипки.
Полковник, Леопольд Кузьмич Дерожинский (ок. 1780 -?) в 1824 году ушёл в отставку. Как следует из материалов государственного архива Воронежской области, женат не был. Неоднократно приезжал в Надеждовку (Пирогово тоже) и подолгу гостил в семье брата; и, конечно, часто рассказывал о том «торжественном» обеде, так некстати сорванным Пушкиным.
.
Автор книги (В.И. Щербаченко), предполагает, что Дерожинские из тех, одна ветвь которых потом прослеживается в Минском уезде и, возможно, предки Феликса Эдмундовича Дзержинского.
Подготовил Борис Евдокимов
12.02 2022