Найти тему
Сказки сада

Сады и судьбы. Вальтер Скотт - человек, придумавший Шотландию, и его сад в Эбботсфорде

Я бесконечно люблю свой маленький сад, однако в моем сердце есть место и для множества других вещей, которые для меня также очень важны. К примеру, самореализация через творчество. А с тех пор, как сад стал помогать мне в самоидентификации, то сад, творчество и самореализация стали неизбежно между собой переплетаться.

А потому мне крайне интересно не только знакомиться с другими садами, но и с теми личностями, что за ними стоят или стояли, что их создавали. И тем более мне интересны судьбы этих людей, если они сумели их выстроить в соответствии со своей мечтой, если они сумели достичь удивительных высот в том деле, которое больше всего любили. Потому что они вдохновляют, они доказывают, что невозможное возможно, благодаря целеустремленности, настойчивости и упорному труду.

Сегодня я хочу рассказать не столько о саде - потому что о нем практически ничего не говорится - сколько о человеке, его создавшем. Об очередном писателе с садом, о неординарной личности, о человеке-легенде, чья история жизни произвела на меня сильнейшее впечатление. И с тем большим восхищением и замиранием сердца я взираю на него, коль и сама на собственном опыте решила испробовать писательский труд. Все, чего он в своей жизни добился, стало возможным, исключительно благодаря его таланту и феноменальной работоспособности.

-2
-3
-4

Вальтер Скотт родился в 1771 г. в Шотландии, в большой семье, в которой было 13 детей, но выжило из них лишь шестеро. Отец семейства, адвокат, имел дело с солидными клиентами, но нажить состояния не сумел. Их жилище располагалось на 3-м этаже многоквартирного дома, на тесной улочке Эдинбурга.

Из-за слабого здоровья большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Уже в 5 лет он читал серьезные произведения, интересовался историей и народным фольклором. К 10 годам в нем начал проявляться потенциал рассказчика: толпы мальчишек-сверстников собирались вокруг Вальтера, чтобы послушать удивительные истории, полные необыкновенных испытаний и приключений.

Как и его отец, Вальтер получил образование юриста. Однако в качестве адвоката он был не слишком востребован, и чтобы заполнить свободное время, Вальтер занялся поэзией. Для него это было, скорее, развлечением, но уже самая первая его поэма "Песнь последнего менестреля" произвела в обществе настоящий фурор.

"Волшебник севера" - так стали называть Скотта его современники. В своем творчестве он создал совершенно новый, романтический образ гордой, героической Шотландии, доселе неприметной, мрачной и малопривлекательной. Этот образ сразу же покорил сердца читателей, вызвав не только рост притока туристов, но и интерес в правящих, политических кругах.

-5

Однако наибольшую популярность Вальтер Скотт снискал не как поэт, а как прозаик, став основоположником жанра исторического романа. А толчком к этому послужило неожиданное триумфальное покорение поэтического Олимпа никому ранее неизвестным лордом Байроном, чей творческий гений, однако, ни у кого не вызвал сомнения. Оценив по достоинству заслуги новоявленного конкурента, а заодно и свои способности, Скотт решил, что быть вторым в поэзии ему не пристало, и посему переключился на прозу.

Интересный факт: в те времена поэзия считалась прерогативой аристократов, делом достойным и поощряемым, тогда как на писателей в высшем обществе поглядывали свысока. Проза была уделом среднего класса и не получивших классического образования женщин. Что касается истории, - она писалась сугубо ради истории, языком невыразительным и скучным.

И вот тут-то, бросив вызов тогдашним нравам, на арену литераторов врывается Вальтер Скотт со своим первым историческим романом "Уэверли". (Скрыв, правда, свое авторство за псевдонимом). Его успех был ошеломляющим, для своего времени "Уэверли" был аналогом голливудского блокбастера, чем-то, вроде "Звездных войн".

После выхода "Уэверли" из печати, Джейн Остин высказалась так: "Лучше бы Вальтер Скотт романов не писал, особенно хороших. Это просто не честно - ему и так довольно славы и денег от поэзии, вот и не вытаскивал бы кусок изо рта у других людей. Он мне не нравится. И я категорически не намерена восхищаться "Уэверли", если у меня на то хватит сил, но боюсь, что придется".

Роман "Уэверли" дал название второму по величине железнодорожному вокзалу Шотландии в Эдинбурге. Единственный в мире вокзал, названный в честь романа.

Вальтер Скотт не был потомком старинного знаменитого рода, но всю свою сознательную жизнь он мечтал о собственном замке. В 1811 г. в окрестностях старинного аббатства Мелроуз 40-летний писатель покупает 100 акров земли (40 га) с остатками полуразрушенной фермы. Выбор на это место пал не случайно, и определялся он не только живописными ландшафтами и романтическим видом древних готических руин. В Аббатстве было захоронено сердце Роберта I Брюса – одного из величайших шотландских королей, организатора обороны своей страны за независимость против Англии. Здесь, по собственноручно разработанным планам, Скотт начинает закладку поместья Эбботсфорд и строительство замка, вобравшего в себя разнообразные элементы образцов королевских резиденций, и представлявший собой чистую эклектику.

-6

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Это один из первых замков Шотландии, оснащенный газовым освещением. До сих пор его залы хранят обширную коллекцию антиквариата, собранную прославленным любителем истории. Впрочем, среди посетителей находилось немало тех, кто воспринимал этот замок как проявление мрачной безвкусицы.

Сады, окружающие замок в Эбботсфорде, также были спланированы самим Вальтером Скоттом. С особым упоением владелец поместья отдавался посадке деревьев и других растений. К сожалению, это все, что можно встретить общедоступных источниках, касаемо его садов.

-14
-15
-16
-17
-18

-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

-26

Даже будучи преуспевающим литератором, Скотт продолжал заниматься как юридической практикой, так и общественной и политической деятельностью, поощрял изучение шотландской культуры (в том числе и материально), служил в добровольческой милиции, назначался шерифом. Именно его стараниями были найдены утерянные и преданные забвению королевские регалии Шотландии.

-27
-28
-29

Никому иному, как Скотту, обязаны шотландцы воскрешению из небытия клетчатой ткани тартан, получившей известность во всем мире. Клетка, как таковая, была известна на территории современной Шотландии с давних пор. Даже древние римляне о ней упоминали. Только к кланам она никакого отношения не имела, ее носили лишь в горных районах, южане подсмеивались над северянами, одетыми в клетчтые килты. А позже тартан и вовсе находился под запретом, пока не был забыт.

Скотт же, при поддержке короля Георга IV, большого поклонника его творчества, провел ребрндинг существующих кланов при помощи забытого тартана: каждый вождь был обязан одеть всех представителей своего клана в закрепленную за ним клетку определенных цветов. Больше никто не смел насмехаться над килтами: килт стал символом мужества и героизма.

-30

За свои многочисленные заслуги перед страной Скотт был удостоен почетного титула баронета и отныне именовался, как сэр Вальтер Скотт.

"Тем, что у нас до сих пор есть национальная идентичность, мы обязаны Скотту" (Стюарт Келли "Земля Скотта: Человек, придумавший Шотландию")

-31

Сэр Вальтер Скотт прожил всего 61 год. При своем слабом здоровье (в полтора года его разбил детский паралич, он получил кровоизлияние, перенес три инсульта, имел слабое зрение) он имел феноменальную работоспособность, оставив после себя огромное литературное и культурное наследие. Ко всему прочему, он добровольно возлагал на себя оплату долгов своих друзей, книжного издательства — что дополнительно привело к изнурительной переработке и в финале - к инфаркту.

-32

«Что за жизнь у меня была!пишет Скотт в своем дневнике. - Предоставленный самому себе недоучка, до которого почти никому не было дела, я забивал себе голову невообразимой чепухой, да и в обществе меня долгое время мало кто принимал всерьез, — но я пробился и доказал всем, кто видел во мне только пустого мечтателя, на что я способен".

Своим творчеством Вальтер Скотт изменил всеобщее представление о Шотландии и шотландцах самым кардинальным образом, и "сделал это так успешно, что все остальные версии, правдивые и не очень, как-то совсем забылись. Придуманная им Шотландия оказалась гораздо более живучей, чем суровая и скучная историческая правда. Именно за ней тянутся туристы, осматривая замки, бродя по горам и скупая бесконечные коробки с печеньем и клетчатые шарфы с пледами" (Яна Литвинова).

-34

... В парке на Принцесс-Стрит, близ вокзала Уэверли, возвышается над крышами Эдинбурга необычное готическое сооружение - не то часовня, не то причудливая ракета.... Это монумент Вальтера Скотта. Шпили его устремлены в небо более чем на 61 м, а сам монумент украшен 64 скульптурами - героями произведений Скотта. В его центре - статуя самого писателя и его любимой собаки Майды.. Величественная, масштабная конструкция - под стать человеку, в честь которого она была воздвигнута. Конкурс на лучший проект по созданию памятника Скотту был объявлен через 4 года после его смерти (1836 г.), а строительство монумента было завершено, спустя 10 лет.

-35
-36

Источники:

https://www.bbc.com/russian/features-58187588

https://igor-sizov.livejournal.com/29674.html

https://24smi.org/celebrity/5007-valter-skott.html

... И еще множество других. Все фото из интернета.

Еще статьи о творческих людях и их садах:

1. Как одна книга привела меня к трансформации моего сада (О ландшафтном дизайнере Мэри Рейнольдс)

2. Растения "модные" и "немодные". Что придает ценность растениям (О художнице и садоводе Клер Баслер)

3. Лето для садовых эстетов и гурманов (О художнике и садоводе Клоде Моне)

4. Превращая жизнь в цветущий сад, превращая жизнь в сказку (О Таше Тюдор - художнице, писательнице, садоводе)

5. Невероятный сад, где творится сад и 7 секретов счастливой жизни (Сад актера Славы Полунина во Франции)

6. Сад Агаты Кристи - "самое красивое место в мире"

7. О саде писательницы Джейн Остин

Этот блог не только и не столько о том, как выращивать растения, сколько о том, как с помощью сада добавить в свою повседневность капельку творчества и волшебства. О том, как не упускать самые крохотные радости; о том, как взращивая и совершенствуя свою личность, превращать сад в Мудрого Учителя и в свое Место Силы.