«…Как провожают пароходы?
Совсем не так, как поезда.
Морские, медленные воды -
Не то, что рельсы в два ряда.
Как ни шути, волнений больше -
Ведь ты уже не на земле.
Как ни ряди, разлука дольше,
Когда плывешь на корабле.
…Вода, вода,
Кругом вода.
Вода, вода,
Шумит вода...»
К. Ваншенкин
Вода – моя любимая стихия… Ну и, само собой, море… Поэтому вот такая романтичная тема…
И, понятно, что корабли провожают совсем не так, как поезда. Иногда, особенно если сходишь на начальный, так называемый «капитанский коктейль», да и «погуляешь» на нем, то можешь и не заметить, что ты уже куда-то отплыл… А в поезде как-то все ограничено: вагоном, купе и т.д. хотя и здесь, конечно, не без приключений…
Начинать данную историю, вероятно, стоит с изобретателя парохода, тем более, что самым удачливым автором подобных попыток поставить паровой двигатель на корабль, то есть, по сути, изобрести пароход является американский изобретатель Фултон, и к тому же по совместительству неплохой художник. В 1803 году он строит в Париже первый в мире речной пароход, на базе паровой машины, привезенной из Англии. Но, французское судно не выдержало тяжести английской машины и затонуло, подтвердив тезис о недостаточной стыкованности всего французского с английским…
Фултон был вынужден вернуться на родину (США), где на реке Гудзон, ему в 1807 году наконец-то удался проект постройки действующего парохода с названием «Клермонт». Этот пароход, длиной около 40 метров, несколько лет плавал между Нью-Йорком и городом Олбани, перевозя грузы и пассажиров.
Ну а первым пароходом в России стала «Елизавета», построенная на заводе Чарльза Берда (выходца из Шотландии) в 1815 г. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
А любимой рекой для путешествий на пароходе стала Волга – река, которую по своему значению российский философ и публицист Лев Шестов в своем одноименном эссе назвал «Русский Нил»…
Ну а дальше в основном образы, которые передают этот волнительный момент отплытия кораблей. А поскольку соответствующих работ художников много, то их как минимум, хватит еще на одну публикацию. Итак…
(1) Ну и в заключение – пароходы в наскальной живописи… Наскальная живопись XX века. «Группа австралийских антропологов не могла поверить своим глазам. Обнаружив ранее неизвестные наскальные росписи аборигенов, они ожидали увидеть традиционные мотивы - сцены охоты, например. Вместо этого перед их взором предстали довольно точные изображения велосипедов, автомобилей, огромных и не очень пароходов, эсминцев и даже биплана времён то ли Первой, то ли Второй мировой войны.
Австралия - один из немногих регионов на планете, где в отдалённых уголках среди местных племён ещё теплится традиция наскальной живописи (ещё такие примеры можно найти в Африке). Но всё равно новое открытие потрясло специалистов: серия из тысяч ранее неизвестных наскальных рисунков, сосредоточенных практически в одном месте, оказалась трудолюбивой летописью длинной истории аборигенов.
Причём рисунки эти, порой наслаивающиеся один на другой, были датированы в колоссальном промежутке от 15 тысяч до всего-то 50 лет назад. В течение такого долгого времени поколения коренных австралийцев заполняли страницы своей "книги истории". Один из самых ярких участков картин аборигенов. Суда XX века соседствуют с более древними парусниками. Справа виден биплан (фото Rick Stevens)…» (С) Материал интернет-журнала MEMBRANA.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин.
Выражаю особую признательность тем, кто, знакомясь с публикациями, проявляет активность в комментариях и оценках (лайках), а тем более подписывается.
#искусство #живопись #пароходы