Одно из достаточно новых открытий - неспособность скандинавских кораблей бороздить реки Восточно-европейской равнины. Действительно, мощные драккары, носившие викингов через Атлантику к американскому берегу, мало подходят для путешествий и манёвров по внутренним водам.
Рассмотрим некоторые параметры боевого лонгшипа (драккара), согласно находкам.
- Длина -22-30 метров
- Ширина 3,5-4 м
- Одиночная мачта с квадратным парусом
- Осадка - 0,9 метра + 0,5 киль
- Вес - до 9 тонн (пустой)
- Весла - 20-25 пар
- Экипаж -50-70 человек.
Специалисты говорят, с такой осадкой и килем в реках делать нечего. И перетащить их по суше тоже невозможно. Под сомнение ставится сама возможность путешествия скандинавов «из варяг в греки». Их предел - Финский залив и Ладожское озеро.
«Сухопутные» шведы
Наиболее известными в сети стали материалы историка Лидии Грот. Эта дама раньше специализировалась на изучении востока. Но снискала славу именно за свои расследования по варяжскому вопросу.
Кратко о её основных тезисах:
- Найдены только норвежские и датские драккары. Но они не подходят для рек.
- У шведов не найдено кораблей, способных пересечь Балтийское море. Они не имели колоний на южном берегу моря.
Оговорюсь, для тех, кто не посвящен. Рюрика и племя «русь» большинство историков считают именно шведами. В пользу этого говорят:
- Документы. Например, франки идентифицировали русов как свеонов (шведов). («Бертинские анналы»)
- Лингвистика и названия. Руслаген - прибрежный район в Швеции. «Руотси» - Швеция ( в переводе с финнского.)
- География. Если понимать под «варягами» преимущественно скандинавских наемников, как это было, к примеру в Византии, то шведам удобнее добираться до славяно-финнских земель, нежели другим норманнам.
- Археология. Немало погребений на территории России (Гнёздово), аналогичны найденным в Швеции. А также некоторые украшения (бусы и броши), которые ранее попадались только на острове Готланд (Швеция)
И всё же какие-то русы плавали на Волгу, где продавали меха и рабов.
Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Итиле, а это большая река, и строят на ее берегу большие дома из дерева. (Ахмед ибн Фадлан - «Записка» о путешествии на Волгу 922 г.)
Арабский путешественник Ибн Фадлан подробно описал не только быт и дикие нравы северных купцов, но и ритуал сожжения ладьи вместе с его почившим хозяином, наложницей и прочим имуществом. Такие обряды проводили только скандинавы. Прибалтийские славяне просто закапывали товарищей в лодках.
Об активной торговле с востоком говорят и находки.
К ранним кладам (вторая половина IX и Х в.), найденным на Готланде, относятся почти исключительно куфические арабские монеты.
(А.Я.Гуревич «Походы викингов»)
На чём же плавали?
Помимо драккаров у скандинавов хорошо известны кнорры и карви. Может они могли?
Кнорры - большие крепкие, торговые суда для долгих путешествий. Длиной значительно уступали драккарам. Были около 16 м. Но при этом шире. Грузоподъёмность - 25-27 тонн. Экипаж - до 30 человек. Однако, они тоже не подходили для плавания по рекам Восточной Европы. Использовались для морских и «океанских» перевозок.
Карви - нечто «среднее» между дракаром и кнорром. Эта ладья использовалась и для военных действий, и для перевозок. Длина 20-24 метра, экипаж - до 60 человек. И тоже специалисты не представляют её плывущей по реке вглубь континента.
Напомню, что подходящих шведских судов до сих пор не нашли. Впрочем, несмотря на скудность археологического материала, есть основания полагать, что у норманнов имелись корабли для речного плавания, способные бороздить водные магистрали Евразии. С уверенностью можно говорить, что были шхерные суда для плавания в прибрежной зоне. С учётом особенностей шведской территории, для них такие были просто необходимы. Плюс шлюпки, лодки для высадки, рыбалки.
Осталось найти корабли, которые не сожгли, которые не разбило о скалы, которые не разобрали на запчасти. Такие, вероятно, отыщутся только на дне.
Опять же в Швеции много наскальной живописи с изображением ладей.
Эти рисунки в провинции Бохуслен датируются «железным» и даже «бронзовым» веками. То есть возраст некоторых достигает 3000 лет.
Но, если рассуждать логически, скандинавам и не требовались собственные корабли на территории «России».
Для путешествий по реке скандинавы не нуждались в собственных мастерски построенных кораблях: они использовали местные лодки: более грубые и меньшего размера.
(Ж. Симпсон «Викинги, быт, религия, культура» )
Это отчасти подтверждает рукопись византийского императора Константина Багрянородного. Там речь идёт о Киеве.
Славяне же рубят моноксилы [вид лодки-однодревки] во время зимы и, снарядив их с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти водоемы входят в реку Днепр, то и они из тамошних мест входят в эту самую реку и отправляются в Киаву. Их вытаскивают для оснастки и передают росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство, снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются к Витичеву
(«Об управлении империей» К. Багрянородный, 950 г.)
Вероятно, такая же «схема» применялась и на севере. Моноксилы и струги славян были отлично приспособлены для речной навигации. Тратить силы и ресурсы на строительство судов «с нуля» у варягов не было необходимости.
Спасибо за внимание!