Найти в Дзене
Автоканал 22

Советский вездеход со знаком качества, 5 причин его признания лучшим в своём классе и один фатальный изъян

Оглавление

Задумались о создании ГАЗ-66 в 50-х годах XX века. Опытные варианты появились в 57-м, но на конвейер он встал только спустя восемь лет. Причина задержки – отсутствие мотора нужной мощности. Как говорится, «долго запрягали», зато выпускали практически до конца века – 35 лет, что не удивительно для удачно слаженной машины.

ГАЗ-66 с грузовой платформой и тентом был наиболее распространённой модификацией в армии. Адрес иллюстрации: https://24warez.ru/uploads/posts/190318/235515/9.jpg
ГАЗ-66 с грузовой платформой и тентом был наиболее распространённой модификацией в армии. Адрес иллюстрации: https://24warez.ru/uploads/posts/190318/235515/9.jpg

Основными причинами долгожительства «шестьдесят шестого» стали следующие:

1. Эксплуатационные особенности

Все газовские машины проектировались с условием обеспечения технологичности конструкции и простоты эксплуатации. ГАЗ-66 не был исключением.

Он мог вести 2 тонны груза, фактически грузили «сколько увезёт». Мотор потреблял бензин от 72 до 80-го.

Грузовик ГАЗ-66 без подкачки шин в опытном варианте собрали к 7 ноября 1963 года. Адрес иллюстрации: https://akppwiki.ru/wp-content/uploads/2020/11/polnoprivodnyj-gruzovik-gaz-66.jpg
Грузовик ГАЗ-66 без подкачки шин в опытном варианте собрали к 7 ноября 1963 года. Адрес иллюстрации: https://akppwiki.ru/wp-content/uploads/2020/11/polnoprivodnyj-gruzovik-gaz-66.jpg

Долгие годы автомобиль снабжали V-образной «алюминиевой» (блок и ГБ) «восьмёркой» объёмом 4,254 л, выдававшей 120 л.с. По меркам того времени двигатель не уступал мировым образцам. С 90-х годов на часть машин ставили газовский дизель 544 серии мощностью от 85 до 116 л.с.

2. Непревзойдённая проходимость.

О проходимости ГАЗ-66 сложено много баек, справедливых в своём большинстве. Нагрузка на оси у автомобиля практически одинаковая. Этого требовали военные, как бонус получили отличную проходимость.

Колёсная база в 3,3 м, клиренс 31,5 см, при длине 5,806 м (с лебёдкой) позволяли автомобилю успешно преодолевать тяжелейшие дорожные условия в виде бездорожья, песка, болот, снега и брода до 80 см.

В своём классе ГАЗ-66 был не превзойдённым «проходимцем». Адрес иллюстрации: https://pic.rutubelist.ru/video/a5/2a/a52ae37853e5dfdee8e2ac14d0d35900.jpg
В своём классе ГАЗ-66 был не превзойдённым «проходимцем». Адрес иллюстрации: https://pic.rutubelist.ru/video/a5/2a/a52ae37853e5dfdee8e2ac14d0d35900.jpg

Четырёхступенчатая коробка в купе с «раздаткой» обеспечивали нужный режим движения для сложных дорожных условий. Система подкачки шин позволяла на тяжёлых участках «стравить» давление и улучшить проходимость.

3. Возможность десантирования.

Для обеспечения этого показателя военные выставили несколько много требований, среди них: малая длина и высота, а так же распределённый по длине вес. Автомобиль не должно было перекашивать при полёте, а приземляться нужно было на все колёса.

В июле 1964 года был собран первый образец ГАЗ-66 со складывающейся крышей для возможностей авиадесантирования. Адрес иллюстрации: https://koleso.temaretik.com/2094226077215885339/rodoslovnaya-shishigi-40-let-razrabotki-i-razvitiya-armejskogo-gruzovika-gaz-66/
В июле 1964 года был собран первый образец ГАЗ-66 со складывающейся крышей для возможностей авиадесантирования. Адрес иллюстрации: https://koleso.temaretik.com/2094226077215885339/rodoslovnaya-shishigi-40-let-razrabotki-i-razvitiya-armejskogo-gruzovika-gaz-66/

Для выполнения требований военных первые экземпляры снабжались каркасной кабиной с откидным передним стеклом. С появлением десантных самолётов и нового поколения появилась возможность применения привычной кабины.

4. Многофункциональность.

«Шестьдесят шестой» имел почти три десятка модификаций. К этому количеству можно добавить два десятка экспортных исполнений. Автомобиль стал базой для дюжины спецтехники и пяти автобусов для бездорожья.

Сельхозсамосвал ГАЗ-66. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/photos/gulliver_24a0/feedback/225693.large.jpg
Сельхозсамосвал ГАЗ-66. Адрес иллюстрации: https://www.mini-koleso.ru/images/photos/gulliver_24a0/feedback/225693.large.jpg

Изначально автомобиль был бортовым, впоследствии – шасси для самосвалов, тягачей, буров, вышек, фургонов. Они комплектовались лебёдкой и системой поддержания давления в шинах. Машина могла работать в северных районах, тропиках и умеренном климате.

Буровая установка УГБ-50 на базе ГАЗ-66. Адрес иллюстрации: https://profmodeling.ru/wp-content/uploads/burovaya-ustanovka-ugb-50m.jpg
Буровая установка УГБ-50 на базе ГАЗ-66. Адрес иллюстрации: https://profmodeling.ru/wp-content/uploads/burovaya-ustanovka-ugb-50m.jpg

Создавался автомобиль для армии, как тягач артсистем и перевозчик солдат, но удачно применялся на гражданке. К нему с уважением относились пограничники и десантники, лесники и геологи, нефтяники и жители села.

5. Международное признание.

Спустя два года после начала конвейерной сборки автомобиль получил медальное золото на сельхозвыставке 67-го года в Москве. Спустя год – в Лейпциге подтвердил московское признание аналогичной медалью. В 69-м машина была украшена Знаком качества.

Знак качества - знак признания качества советской продукции. Адрес иллюстрации: https://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/images/2017-07/180034090-8af01f2s-960.jpg
Знак качества - знак признания качества советской продукции. Адрес иллюстрации: https://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/images/2017-07/180034090-8af01f2s-960.jpg

Автомобиль успешно экспортировался в дружественные страны Европы, Азии, Африки и Америки (Южной).

Неудобства кабины ГАЗ-66 военный водитель мог выдержать, а вот взрыв мины под колесом мог стать фатальным. Адрес иллюстрации:  https://zabavatut.ru/wp-content/uploads/proga/111/images1/201811/zabava-18111811144714_206.jpg
Неудобства кабины ГАЗ-66 военный водитель мог выдержать, а вот взрыв мины под колесом мог стать фатальным. Адрес иллюстрации: https://zabavatut.ru/wp-content/uploads/proga/111/images1/201811/zabava-18111811144714_206.jpg

Своё отношение к этому автомобилю пишите, пожалуйста, в комментариях.

-9

#авто