Задумались о создании ГАЗ-66 в 50-х годах XX века. Опытные варианты появились в 57-м, но на конвейер он встал только спустя восемь лет. Причина задержки – отсутствие мотора нужной мощности. Как говорится, «долго запрягали», зато выпускали практически до конца века – 35 лет, что не удивительно для удачно слаженной машины.
Основными причинами долгожительства «шестьдесят шестого» стали следующие:
1. Эксплуатационные особенности
Все газовские машины проектировались с условием обеспечения технологичности конструкции и простоты эксплуатации. ГАЗ-66 не был исключением.
Он мог вести 2 тонны груза, фактически грузили «сколько увезёт». Мотор потреблял бензин от 72 до 80-го.
Долгие годы автомобиль снабжали V-образной «алюминиевой» (блок и ГБ) «восьмёркой» объёмом 4,254 л, выдававшей 120 л.с. По меркам того времени двигатель не уступал мировым образцам. С 90-х годов на часть машин ставили газовский дизель 544 серии мощностью от 85 до 116 л.с.
2. Непревзойдённая проходимость.
О проходимости ГАЗ-66 сложено много баек, справедливых в своём большинстве. Нагрузка на оси у автомобиля практически одинаковая. Этого требовали военные, как бонус получили отличную проходимость.
Колёсная база в 3,3 м, клиренс 31,5 см, при длине 5,806 м (с лебёдкой) позволяли автомобилю успешно преодолевать тяжелейшие дорожные условия в виде бездорожья, песка, болот, снега и брода до 80 см.
Четырёхступенчатая коробка в купе с «раздаткой» обеспечивали нужный режим движения для сложных дорожных условий. Система подкачки шин позволяла на тяжёлых участках «стравить» давление и улучшить проходимость.
3. Возможность десантирования.
Для обеспечения этого показателя военные выставили несколько много требований, среди них: малая длина и высота, а так же распределённый по длине вес. Автомобиль не должно было перекашивать при полёте, а приземляться нужно было на все колёса.
Для выполнения требований военных первые экземпляры снабжались каркасной кабиной с откидным передним стеклом. С появлением десантных самолётов и нового поколения появилась возможность применения привычной кабины.
4. Многофункциональность.
«Шестьдесят шестой» имел почти три десятка модификаций. К этому количеству можно добавить два десятка экспортных исполнений. Автомобиль стал базой для дюжины спецтехники и пяти автобусов для бездорожья.
Изначально автомобиль был бортовым, впоследствии – шасси для самосвалов, тягачей, буров, вышек, фургонов. Они комплектовались лебёдкой и системой поддержания давления в шинах. Машина могла работать в северных районах, тропиках и умеренном климате.
Создавался автомобиль для армии, как тягач артсистем и перевозчик солдат, но удачно применялся на гражданке. К нему с уважением относились пограничники и десантники, лесники и геологи, нефтяники и жители села.
5. Международное признание.
Спустя два года после начала конвейерной сборки автомобиль получил медальное золото на сельхозвыставке 67-го года в Москве. Спустя год – в Лейпциге подтвердил московское признание аналогичной медалью. В 69-м машина была украшена Знаком качества.
Автомобиль успешно экспортировался в дружественные страны Европы, Азии, Африки и Америки (Южной).
Своё отношение к этому автомобилю пишите, пожалуйста, в комментариях.
#авто