«Трудное дело — скульптура. Живописцы еще изредка встречаются, литераторов и музыкантов, этих хоть лопатой греби», — Огюст Ренуар, французский живописец.
Мне посчастливилось побывать в цитадели итальянского скульптора, который провел десятилетия в работе над твердыми формами. Делом его жизни стала статуя высотой в несколько метров.
Именно она первой и встретила меня в заброшенном архитектурном комплексе. Точнее, ее останки.
Представьте: пыльная комната с узкими прямоугольными окнами, аскетичные стулья, стеллаж с красками и кистями. Миниатюрные изделия. На некоторых полках — готовые предметы интерьера. Где-то — лишь первобытные формы, готовые вот-вот превратиться в полноценное искусство.
А на центральном, низком и покосившемся столе, она.
Словно отсеченная, искалеченная голова: полузакрытые глаза с нависшим веком, благородный нос с горбинкой, печальные брови. Фрагмент то ли одежды, то ли неоформленной части тела. Осколки материи.
Та самая скульптура: смысл существования одного творца.
Я вплотную наклоняюсь к лицу и рассматриваю его, словно предмет искусства не валяется в забвении и осыпавшейся штукатурке, а покоится под стеклом в именитом музее. Со стороны кажется, будто я пытаюсь то ли загипнотизировать эту голову, то ли оценить ущерб метким глазом самопровозглашенного эксперта.
На самом деле — лишь ищу следы истории.
По легенде, мастер трудился над этой скульптурой до последних минут. Она словно пленила его: в мертвую материю творец пытался вложить душу. Скульптор знал, что умирает — и видел в своей работе то ли единственную наследницу, то ли смысл невыносимо тягучих дней, то ли оправдание собственному имени в культурном сообществе.
Тандем несчастной скульптуры и скульптора заставил забыть мастера обо всем.
В частности, о величайшем комплексе, которым он владел. Дом постепенно ветшал.
Сегодня вилла признана зданием исторической ценности. О ней упоминали в газетах, ее громко назвали символом региона и дому даже посвящали статьи в научных журналах.
Вилла за столетия пережила глобальные перемены: сегодня она включает в себя восемь построек. Центральный корпус, две конюшни, фабрику, таверну, склад, маленький дом и часовню. Некоторые дома пристраивали с течением времени, какие-то — соседствовали с главным корпусом XVIвека изначально.
Хозяева виллы — графы, торговцы, маркизы — менялись. Пытаясь реконструировать ее на свой вкус, они все-таки старались сохранить историческую ценность здания. У многих это получалось не так уж умело: в итоге вилла собрала в себе разные стили и черты несовместимых архитектурных эпох.
Первая серьезная трагедия прогремела во времена Второй мировой. Военные разгромили бомбой часть здания. Спустя несколько лет на этом месте открыли школу и фабрику. А потом — комплекс забросили. Сейчас фабрика практически полностью утрачена.
Все здания — в состоянии полного упадка.
Бывшей вилле, в которой когда-то работали мастерские, учились дети, венчались именитые жители и творили искусство величайшие умы, грозит тотальная разруха.
В наши дни она находится в частном владении.
Ходят слухи, что здание много лет хотят восстановить, и даже есть проект работ по реконструкции. Вилле сулили превратиться в музей, мастерские и жилой дом. К сожалению, проект так и остался пустыми чертежами на бумаге.
И это — вторая и последняя трагедия виллы. Кажется, она поставит точку в непростой судьбе здания.
----------------------------------------
Подписывайтесь на канал , вас ждёт много интересного!
Для связи со мной: инстаграм @urbex_terapia ссылка .
Или email: alternative-italy@yandex.ru
Фотографии и тексты являются интеллектуальной собственностью автора и не могут быть использованы без разрешения