Вчера МАЗ мимоходом представил свою новую модель самосвала пятого поколения МАЗ-5440M4. Вернее даже так: наблюдательные любители авто заметили, что МАЗ пополнил линейку автомобилей пятого поколения самосвалом с колесной формулой 4х2. Странно звучит, да?
А все дело в том, что Минский автозавод совместно с Белорусским национальным техническим университетом (БНТУ) открыл на территории предприятия учебно-практический центра МАЗ-БНТУ. И в релизе по данному мероприятию как раз и упомянут МАЗ-5440M4, ранее нигде не демонстрировавшийся. Что же это за загадка, про которую никто не говорит?
Полная масса МАЗ-5540M4 – 20,5 тонн, а грузоподъемность 11,7 тонн. Двигатель – 7,7-литровая рядная «шестерка» Mercedes-Benz OM936LA мощностью 300 л.с. Коробка передач - роботизированная 8-ступенчатая Mercedes-Benz G140-8.
Новинка представляет собой упрощенную версию нового семейства. На самосвал установили короткую кабину с низкой крышей. Был изменен нижний пояс, так как компактный двигатель не требует большого моторного отсека, и кабину удалось посадить ниже. Новый бампер лишился противотуманок и получил более простую оптику. Из интерьера исчезла откидная спальная полка, а из оснащения часть электронных систем. Да и самосвальная платформа вмещает всего 10,6 «кубов». Этакая «рабочая лошадка» со стильной внешностью.
Новый МАЗ-5540M4 стал седьмой моделью минских грузовиков пятого поколения. В 2014 году появился седельный тягач МАЗ-5440M9 (4х2), в 2015-м был изготовлен самосвал МАЗ-6516M9-620 (8х4), в 2016-м собрали шасси МАЗ-6312M7 (6х4) впоследствии превратившееся в самосвал МАЗ-6501M7 (6х4), в 2019 году был презентован седельный тягач МАЗ-5440M7 (4х2) и наконец, в 2021-м седельный тягач МАЗ-6410M9 (6х2). Вроде как целая гамма получается.
На самом деле, ни о какой гамме уже речи не идет. Сейчас мелкосерийными можно признать разве что седельные тягачи с колесной формулой 4х2. Они собираются мелкими партиями и приобретаются белорусскими перевозчиками. Все остальные варианты были собраны в единственном экземпляре и скорее всего в серию уже не пойдут.
Во-первых, моторы с «трехлучевой звездой» теперь для МАЗа недоступны. А именно под них проектировалось поколение «евроМАЗов».
А во-вторых, за 8 лет прошедшие с момента, когда был собран первый МАЗ-5440М9, модель просто устарела, чтобы внедрять ее в производство как замену текущей линейки. Логичнее придумать что-то новое и уж тогда…
Откровенно говоря, уже в момент появления пятого поколения МАЗ, когда все восторженно цокали языком, некоторые ведущие конструкторы недовольно морщились при упоминании проекта. Ведь по факту, данное поколение стоит считать «4+», потому как оно является серьезным усовершенствованием текущего модельного ряда, а не оригинальной разработкой. И судя по всему, у МАЗа уже в 2014 году были серьезные наработки по действительно новому семейству, но в итоге было принято решение ограничиться полумерами, которые было проще внедрить в серию.
Что касается МАЗ-5540M4, то эта машина толком не успела покататься даже по территории завода. Практически сразу после сборки она переместилась в учебно-практический центр МАЗ-БНТУ в качестве наглядного пособия. Как ни крути, но сейчас это самая современная модель в линейке МАЗа и логично, что именно по ней студенты будут изучать актуальные технические решения. Жаль только, что машина уже никогда не покинет стены этого учебного класса…
Краткую историю грузовиков МАЗ пятого поколения мы рассказывали ЗДЕСЬ.
А от ТУТ была фотогалерея пятого поколения МАЗов