Найти тему
ТыжИсторик

Культурная жизнь средневековья (советы путешественникам во времени)

Автор: Анна.

Ныне развелось множество гидов по путешествиям во времени, но только наша организация устроит ваш досуг лучшим образом. Итак, если вы раздобыли машину времени или сносный портал для перемещений, то используйте находку с умом. Отбросьте вздорную мысль о балах и сражениях. В первом случае вы умрете со скуки. Во втором – просто умрете. Мы потеряли первых трех клиентов в Крымской войне и больше не допустим подобной досады.

Неопытному путешественнику стоит обратить внимание на культурную жизнь позднего средневековья и нового времени. А именно – на театры. И здесь важно не совершить промашку. Категорически не рекомендуем к посещению парижские театры, если только вы не желаете порвать рот от зевоты за просмотром литургической драмы.

Представление мистерии (средневековая миниатюра). Из открытых источников.
Представление мистерии (средневековая миниатюра). Из открытых источников.

Чуть интереснее стало, когда религиозная драма покинула пределы церкви и попала в руки ремесленников-дилетантов. На импровизированной сцене творилось то, что ныне принято называть "шок-контентом". Мистерии утопали в бычьей крови и бутафорских кишках, и зритель за пару часов получал пособие по множеству видов казней. К тому же, актеры быстро смекнули, что обливающийся слезами зритель – не самая стабильная аудитория и начали разбавлять мистерии гэгами. Не удивляйтесь, когда посреди мучений какой-нибудь святой Аполлонии выйдет средневековый стендапер с монологом про Иоанна II.

Подобный подход к представлениям не мог не раззадорить скрепную верхушку. Первым голос подал парижский прокурор:

Это люди в подобных делах несведущие и необразованные, низкого звания - всякие столяры, городские стражники, обойщики, торговцы рыбой. Они взялись исполнять "Деяния апостольские", прибавляя от себя множество апокрифических вещей, помещая в начале и в конце представления пошлые фарсы. Их игра длилась 6 - 7 месяцев, и это уменьшало набожность и благотворительность зрителей, порождало бесконечные скандалы, насмешки и шутовство...

И вскоре религиозные капустники загнулись.

Так же, решительно не советуем тратить время на примитивную итальянскую комедию дель арте (читай: комедия масок). Оставим бессюжетные кривляния Скарамуша обывателям и перенесемся в мир испанской драматургии.

Персонажи итальянской комедии дель арте. Гравюра Жака Калло. XVII век. Из открытых источников
Персонажи итальянской комедии дель арте. Гравюра Жака Калло. XVII век. Из открытых источников

Испанские подмостки XV века вобрали в себя все сюжеты и типажи, которые только были на тот момент. Причем, жанровый фьюжн нередко приходился на один спектакль: едва успев смахнуть слезы по убиенному идальго, через минуту зритель уже надрывал живот над остротами шута. При всей сюжетной пестроте, представления носили поверхностный характер и не поднимали каких-либо острых вопросов. Пока однажды, находясь в долговой тюрьме, один мелкий клерк не воскликнул: "Доколе?" и не написал "Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского".

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Грустный комизм Сервантеса попал в самое сердце испанского народа, и театральная сцена заиграла новыми красками. Ходит байка, что когда король Филипп III увидел, как некто закатывается от смеха, читая книгу, он воскликнул: "Либо он умалишенный, либо читает "Дон Кихота"". В общем, зафиксировали: испанские театры - это хорошо.

 Мигель де Сервантес, из открытых источников.
Мигель де Сервантес, из открытых источников.

И, конечно, мы не можем обойти стороной туманный Альбион. Англия попробовала на вкус все жанры от литургической драмы до героического эпоса и к концу XVI века вычерпала сюжетный колодец до дна. У нее не было своего плодовитого Лопе де Вега, который создал около 2000 пьес, а Уильям-наше-всё еще только разминал пальцы. На помощь театральному делу пришла группа товарищей по интересам, выпускники Оксфорда и Кембриджа, которых позже прозвали "университетскими острословами". Самым видным из них был драматург Кристофер Марло. Как считают некоторые исследователи, его остросоциальная пьеса "Тамерлан" вдохновила Шекспира и задала тон елизаветинскому театру.

А другие некоторые исследователи полагают, что Марло после инсценировки собственной смерти продолжил творить под псевдонимом "Шекспир". Последнему не верьте. Как сказал нам Уильям Шекспир при личной встрече: "Брехня! Хороший был мужик этот Марло. Хоть и выскочка…".

Лайк и подписка на канал окрыляют одного тыжисторика.

ЧИТАЙТЕ по теме:

Что почитать в Древнем Риме (советы путешественникам во времени)