Найти тему
Двойной капучино

Банальность зла и осмысление репрессий через кино

Иранское кино — пример, как художники делают свои творения вопреки: несмотря на награды главных фестивалей и премий, мировое признание, режиссеры этих картин продолжают попадать в тюрьму за свое творчество, но и продолжают снимать кино на общественно-больные темы. Так режиссер «Зла не существует» Мохаммад Расулоф не смог забрать выигранного «Золотого медведя», так как его задержала полиция и обвинили в пропаганде государственной измены. 10 лет назад его также обвиняли в незаконном проведении съемок, ему грозил срок до 6 лет, впоследствии скостили до 1, и в итоге Расулоф вышел под залог.

«Зла не существует» несмотря на название картина о самом настоящем зле — смертных казнях. Фильм делится на 4 новеллы, так или иначе связанных с высшей мерой наказания в Иране. 2-я, 3-я и 4-я посвящены конкретно призывникам, которых обязывают лично исполнять смертный приговор, но зато им дают три дня выходных (прям равноценно). В 4-й, кстати, снялась дочь режиссёра. В новелле она играет молодую студентку-иранку, всю жизнь прожившую в Германии. Девушка приезжает к другу своего отца и живет с ним, пока, конечно не раскрывается страшная тайна, поражающаяее. По моему мнению, наименее удачная новелла в фильме (но об этом позже).

-2

В целом, картина Расулофа моя самая нелюбимая в этом списке, и несмотря на замечательные первые 2 новеллы, вторая половина фильма меня сильно разочаровала, смазывая общие впечатления о фильме. Но добавил я ее список, во-первых, потому что очень хотел познакомиться с иранским кинематографом и подвернулся подходящий повод (а, к сожалению, «Героя» Фархади я найти в сети пока не смог). Во-вторых, почитав некоторые рецензии я понял, что большинство рецензентов не разделяют моего мнения о нелюбви к третьей и четвертой новелле, так что многим из вас они могут понравиться. Ну и, конечно, контекст создания фильма, пропускать который, говоря о ленте, я не могу.

Чем же так хороши первые две новеллы и плохи вторые две? Если говорить общими чертами, то в первой и второй истории конфликт разворачивается у нас на глазах, тогда как в третьей и четвертой мы видим лишь рефлексию на события уже произошедшие. Причем в четвертой истории под названием «Поцелуй меня» конфликт превращается в пустышку, хотя режиссер пытается дальше давить на зрителя. Эффект получается крайне раздражающий, и в кино перестаешь верить.

Сказать много про первую новеллу я не могу, потому что она строится на мощнейшим твисте в конце, сбивающим зрителя с ног (черный юмор — кто смотрел, тот поймет), привыкшего наблюдать на протяжении всей историей за неторопливой семейной рутиной мужчины средних лет. Это стоит того, чтобы за этой самой рутиной наблюдать, потому что в маленьких действиях нам рисуется тонкий портрет лицемерного и противоречивого персонажа.

Вторая новелла самая жанровая (то есть прямолинейная по повествованию) и динамичная. Нам показывают тесную комнату с призывниками, одного из которых сейчас вызовут исполнять смертный приговор. Юноша боится, он не хочет убивать, вроде бы даже «провинившегося» человека и быстро пытается найти способы избежать исполнения. Но брат со связями в армии не берет телефон, девушка ничем помочь не может, а с сослуживцем договориться об обмене исполнения приговора за него на денежную помощь его сестре не получается. Начинается настоящий триллер, где молодой человек пытается избежать исполнения долга.

-3

Нам трудно понять, как можно молодого парня, призывника, заставлять убивать других людей. Но смею предположить, что для многих иранцев это стало нормой, потому что нормой ее сделали законы. А если есть закон, то его необходимо исполнять (даже если не хочется), иначе никаким образом построить свою жизнь ты не сможешь. И именно это приравнивание к норме вещей, казалось бы, недопустимых — самое страшное.

Таким образом можно приравнять к норме, что угодно. Чем и охотно занимаются правительства многих стран. Это и есть знаменитая «банальность зла» — когда ты находишься в ситуации, в которой тебе надо выполнять аморальные приказы сверху, потому что это стало законом, и потому что тебя как бы оставляют без выбора. Но выбор, все-таки есть всегда, вопрос лишь в том: готов ли ты за него заплатить? И как для обычного человека это самое зло отличать от нормальности. Это норма, устоявшаяся веками, идти против которой — значит подвергнуть себя и близких еще большей опасности.

Решение дать в 2020-м году «Золотого медведя» фильму Мохаммада Расулофа многими воспринималось как политический акт, нежели настояще признание художественных ценностей картины. Да, отчасти так и есть, и «Зла не существует» сложно назвать сильно впечатляющей лентой. Но сама картина — это сила, и эту силу, которая есть внутри нее и у ее создателей, просто нельзя игнорировать ни во время просмотра, ни во время разговора о ней.

P.S. Рассказал своему другу-иранцу про этот фильм, и его ответ оказался неутешительным: "Почти все, что ты сказал — это правда".

Предлагаю теперь посетить мой телеграм-канал, где я еще больше пишу об авторском кино. Немного аналитики, немного мнения и много косноязычия. В общем, заходите, не стесняйтесь, буду рад каждому.