Автобусы «Икарус» помнят многие советские люди. В основном это автобусы серии 200, созданные Ласло Финта. Ласло был конструктором-самородком, его взяли на Икарус за его рисунки автобусов. Позднее он смог спроектировать самый востребованный в мире автобус для города, пригорода и межгорода.
В конце 80-х годов автору в составе делегации КамАЗа удалось побывать в венгерском Секешфехерваре, где и располагалось производство «Икарусов». Тогда завод был на пике. Ежемесячно выпускал свыше 1000 автобусов различных модификаций. 80% продукции потреблял СССР.
Тогда Нефтекамский завод автосамосвалов (ныне НефАЗ) налаживал производство нового вахтового автобуса «Торос». Одной из задач венгерской делегации было ознакомление с производством завода "Икарус".
Отличительными особенностями "Икаруса" от подобных заводов Союза были:
- Высокая культура производства, что подразумевало не только чистоту и порядок в цехах, но и современные технологии, применяемые при производстве автобусов.
- Технологии сварочного, окрасочного и сборочного производств позволяли получать продукцию по качеству на порядок выше, чем в Союзе. Возможно, это было связано с тем, что завод часть продукции поставлял в капиталистические страны и имел возможность там перенимать лучшие технологии.
- Значительно меньшее количество людей в цехах, чем в СССР, что особенно было заметно. Причём интенсивность труда малого количества людей была значительно ниже.
Что удалось перенять у венгров:
- Необходимость повышения культуры производства, которая будет залогом улучшения качества продукции и снижения затрат на её изготовление.
- Нагрев боковых панелей перед монтажом их на каркас автобуса. Это позволяло удлинить панель перед креплением её контактной сваркой. После остывания панель натягивалась и имела гладкую поверхность.
- Многослойную шпатлёвку и покраску кузова, что позволяло скрыть изъяны сварки и получить надёжный окрасочный слой.
- Обеспечение сборочного конвейера крупными сборочными узлами высокой степени готовности.
- Применение специального инструмента и приспособлений при сборке узлов и автобуса способствовало повышению качество сборки, снижению времени и трудозатраты.
Автобусов серии 200 было произведено свыше 200 000 экземпляров, что является рекордом, не побитым ни одним заводом автобусов. Свыше 40 модификаций автобусов выпускали в Секешфехерваре. Их признавали более чем в восьми десятках стран мира, включая США.
#авто