Найти в Дзене
Автоканал 22

Как мне посчастливилось побывать на заводе Икарус, что отличало его от подобных предприятий СССР и чему учились у венгров

Оглавление

Автобусы «Икарус» помнят многие советские люди. В основном это автобусы серии 200, созданные Ласло Финта. Ласло был конструктором-самородком, его взяли на Икарус за его рисунки автобусов. Позднее он смог спроектировать самый востребованный в мире автобус для города, пригорода и межгорода.

Междугородный автобус "Икарус-255" на 43 пассажира, выпущено свыше 24 тысяч экземпляров. В люксовой комплектации использовался для перевозки туристов. Адрес иллюстрации: https://bfauto.ru/wp-content/uploads/4/7/7/477000cc984bcff3f9929ccb95aa7665.jpeg
Междугородный автобус "Икарус-255" на 43 пассажира, выпущено свыше 24 тысяч экземпляров. В люксовой комплектации использовался для перевозки туристов. Адрес иллюстрации: https://bfauto.ru/wp-content/uploads/4/7/7/477000cc984bcff3f9929ccb95aa7665.jpeg

В конце 80-х годов автору в составе делегации КамАЗа удалось побывать в венгерском Секешфехерваре, где и располагалось производство «Икарусов». Тогда завод был на пике. Ежемесячно выпускал свыше 1000 автобусов различных модификаций. 80% продукции потреблял СССР.

Автобус "Икарус-260" для городских и пригородных перевозок, с 22 креслами, общей вместимостью 107 человек. Выпущено свыше 72 тысяч экземпляров. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Ikarus/1972%20Ikarus%20260/900x/1972%20Ikarus%20260%20010.jpg
Автобус "Икарус-260" для городских и пригородных перевозок, с 22 креслами, общей вместимостью 107 человек. Выпущено свыше 72 тысяч экземпляров. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/Ikarus/1972%20Ikarus%20260/900x/1972%20Ikarus%20260%20010.jpg

Тогда Нефтекамский завод автосамосвалов (ныне НефАЗ) налаживал производство нового вахтового автобуса «Торос». Одной из задач венгерской делегации было ознакомление с производством завода "Икарус".

Вахтовый автобус НефАЗ-4208 на камазовском полноприводном шасси предназначался для перевозки работников нефтегазового комплекса. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2815454/pub_5eb4154e6451301d9a365fbb_5eb418384a86b34acfd5f825/scale_1200
Вахтовый автобус НефАЗ-4208 на камазовском полноприводном шасси предназначался для перевозки работников нефтегазового комплекса. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2815454/pub_5eb4154e6451301d9a365fbb_5eb418384a86b34acfd5f825/scale_1200

Отличительными особенностями "Икаруса" от подобных заводов Союза были:

  • Высокая культура производства, что подразумевало не только чистоту и порядок в цехах, но и современные технологии, применяемые при производстве автобусов.
Сочленённый городской автобус "Икарус-280" с 34 сидениями мог вместить 180 пассажиров. Выпущено почти 61 тысяча экземпляров. Адрес иллюстрации: https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/09e/09ec7519bcefab71921a61379fd725aa_cropped_1332x1000.jpg
Сочленённый городской автобус "Икарус-280" с 34 сидениями мог вместить 180 пассажиров. Выпущено почти 61 тысяча экземпляров. Адрес иллюстрации: https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/09e/09ec7519bcefab71921a61379fd725aa_cropped_1332x1000.jpg
  • Технологии сварочного, окрасочного и сборочного производств позволяли получать продукцию по качеству на порядок выше, чем в Союзе. Возможно, это было связано с тем, что завод часть продукции поставлял в капиталистические страны и имел возможность там перенимать лучшие технологии.
  • Значительно меньшее количество людей в цехах, чем в СССР, что особенно было заметно. Причём интенсивность труда малого количества людей была значительно ниже.

Что удалось перенять у венгров:

  • Необходимость повышения культуры производства, которая будет залогом улучшения качества продукции и снижения затрат на её изготовление.
Сборочный конвейер завода "Икарус" отличался от союзных заводов порядком и чистотой, которые "пришли" на наши заводы к концу 90-х годов. Адрес иллюстрации: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1E6pvZ2uzKiB4NL98hU0TIUdFNKsTaavb44AokbjwGeo/edit#gid=0
Сборочный конвейер завода "Икарус" отличался от союзных заводов порядком и чистотой, которые "пришли" на наши заводы к концу 90-х годов. Адрес иллюстрации: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1E6pvZ2uzKiB4NL98hU0TIUdFNKsTaavb44AokbjwGeo/edit#gid=0
  • Нагрев боковых панелей перед монтажом их на каркас автобуса. Это позволяло удлинить панель перед креплением её контактной сваркой. После остывания панель натягивалась и имела гладкую поверхность.
  • Многослойную шпатлёвку и покраску кузова, что позволяло скрыть изъяны сварки и получить надёжный окрасочный слой.
Представитель "Икаруса" был удивлён, когда мы сказали, что бой стёкол при установке - проблема. Лобовые стёкла "Икаруса" монтировали два человека и боя не было за последние 20 лет. Адрес иллюстрации: https://r3.mt.ru/r24/photoE259/20024063619-0/jpg/bp.jpeg
Представитель "Икаруса" был удивлён, когда мы сказали, что бой стёкол при установке - проблема. Лобовые стёкла "Икаруса" монтировали два человека и боя не было за последние 20 лет. Адрес иллюстрации: https://r3.mt.ru/r24/photoE259/20024063619-0/jpg/bp.jpeg
  • Обеспечение сборочного конвейера крупными сборочными узлами высокой степени готовности.
  • Применение специального инструмента и приспособлений при сборке узлов и автобуса способствовало повышению качество сборки, снижению времени и трудозатраты.

Автобусов серии 200 было произведено свыше 200 000 экземпляров, что является рекордом, не побитым ни одним заводом автобусов. Свыше 40 модификаций автобусов выпускали в Секешфехерваре. Их признавали более чем в восьми десятках стран мира, включая США.

-7

#авто