Уильям Хогарт (1697-1764) — главный мастер сатиры Англии XVIII века, художник и иллюстратор. Как представитель эпохи Просвещения, Хогарт старался воспитывать сильно разбушевавшееся общество искусством. И сделал его доступным каждому.
Кроме живописных картин и портретов, Уильям Хогарт известен своими гравюрами, умело растиражированными среди среднего и низшего класса. Они создавались максимально просто и дешево, что позволяло практически любому человеку купить пару работ. И заинтересованность в искусстве, и воспитательный процесс.
На сериях гравюр разворачивались захватывающие истории, достойные экранизации, а слава Уильяма Хогарта распространялась по всей Европе.
Давайте разбираться!
Учеба и влияние на творчество
Уильям Хогарт родился в 1697 году в Лондоне, в семье бедного школьного учителя. Жил Хогарт в долговой квартире в бедном районе Лондона и рисовал все, что происходило вокруг. Возможно, взросление в таком месте повлияло на сюжеты его работ. Он старался показывать все, что скрывалось за безукоризненно чистыми фасадами зданий.
Очень интересна история жизни его отца, а точнее, заключение под стражу на пять лет. Роберт Хогарт, интеллигент, учитель по латыни и автор учебников, попадает в долговую тюрьму из-за обанкротившейся кофейни. Каждый, кто открывал свое кафе, придумывал какую-то фишку. Например, открыть кофейню и устроить там игральный дом или же принимать ставки. Роберт Хогарт ничего лучше не мог придумать, чем открыть кофейню, где все должны были говорить либо на латинском, либо на греческом. Естественно, он обанкротился и сел в тюрьму. Вот такая печальная история бизнесмена-интеллектуала.
В 1720 году Хогарт поступает в Академию Сент-Мартинс-Лейн (предшественник Королевской академии художеств), позже учится в школе рисования в Ковент-Гардене.
Закончив обучение, Хогарт становится самостоятельным гравером. Сначала создает гербы и получает заказы от книготорговцев, потом вырастает до собственной гравюрной мастерской.
История финансового падения семьи убедило Хогарта в важности материального достатка и способности получать прибыль от любого занятия. Обучаясь на ювелира, он осваивает технику гравировки на меди для того, чтобы можно было тиражировать работы. Соединение мира искусства и мира коммерции: гравюры мог купить абсолютно любой человек. Дело не в цене, а в количестве продаваемого. Все, к чему прикасался Хогарт, должно было приносить прибыль. Продавая гравюры на острые социальные темы, Хогарт подогревал публику побогаче, выставляя живописные полотна за гораздо большую цену. Да, Хогарт создавал не только морализаторские гравюры, но и высококлассные картины и портреты, пользующиеся спросом у аристократии.
Серии гравюр
Уильям Хогарт — наблюдатель жизни города, подмечающий существующие несовершенства и пороки. Он не только создавал, но и разъяснял происходящее с помощью надписей внутри изображения. Это были краткие описания и выводы: пытаясь указать на проблемы общества, Хогарт буквально воспитывал свою публику многостраничными историями.
Карьера проститутки, 1732
Самая ранняя серия гравюр Хогарта на тему морали и нравственности. Первоначально он создал серию картин, но они утеряны.
Шесть гравюр рассказываем нам историю короткой жизни Мэри Хэккабаут, девушки неблаговидной профессии. Хогарт сначала написал одну картину проститутки в будуаре, а потом фантазия пошла вперед, и появилась целая трагедия потерянной жизни.
Молодая девушка Мэри (или Молл) приезжает из деревни в Лондон, чтобы устроиться на работу швеей (у нее в руке ножницы и подушка для иголок). Но сводница-старуха встречает ее на улице и начинает хвалить красоту и обаяние девушки, рассказывая о невероятной возможности работать там, где это будут ценить и хорошо оплачивать. В отдалении стоит полковник Фрэнсис Чартерис — «Генерал изнасилований», мастерски находивший служанок для удовлетворения своих неблаговидных потребностей. В 1730 году он был заточен в тюрьму за изнасилование девушки. На гравюре Фрэнсис заинтересован молодой невинной девушкой и ждет, когда она согласится на предложение. Слева на коне едет священник, который слеп к происходящему.
Молл Хэккабаут становится любовницей богатого человека, при этом не останавливается на одном покровителе, тайно принимая других обожателей. Не рассчитав время или забывшись в объятиях, Молл отвлекает внимание богатого любовника, чтобы второй незаметно сбежал. В общем, дела идут как нельзя лучше. С помощью деталей Хогарт изображает торговца, сколотившего состояние в колониях: чай (в то время считался дорогим и редким), стол из красного дерева, а также обезьянка и чернокожий слуга.
Карьера Молл стремительно катится вниз. Из высокооплачиваемой содержанки она превращается в обычную проститутку, живущую на чердаке. Только роскошная кровать напоминает о былой славе. В дверях стоит мировой судья Джон Гонсон — реальный персонаж, отличающийся своей особой ненавистью к публичным домам. Он собирается арестовать ничего не подозревающую Мэри.
Молл в тюрьме. Надпись на стене «Лучше работать, чем стоять» иронично показывает, что тюрьмы не исправляют людей с помощью бессмысленного физического труда. Служанка Молл примеряет ее туфли, а у самой девушки на лице признаки начинающийся болезни. В общем, ситуация крайне неприятная.
Мэри-Молл больна сифилисом. Врачи заинтересованы не в больной, а в споре, ребенок занимается своими делами, а у служанки такой же деформированный нос, как у Молл – считается, что такие носы присуще проституткам из-за болезни.
Молл умерла в возрасте 23 лет. Вокруг — проститутки, какие-то знакомые, ребенок и служанка. Все пьяные и безразличные к трагической судьбе молодой девушки.
Четыре степени жестокости, 1751
Герой серии гравюр — Том Неро. Том начал с издевательства над животными, а закончил зверским убийством своей любовницы из-за украденных денег и украшений. Имя «Том Неро» — или отсылка к Нерону, тирану-императору или игра слов ( No hero, не герой). Хогарт прослеживает взросление опасного преступника и садиста, показывая, как среда обитания и общепринятые нравы влияют на воспитание человека. Начиная с дворовых животных, взрослый Том Неро продолжает издеваться над собственной лошадью, а потом переносит свою ярость и жестокость на человека.
Закон об убийстве 1751 года в Англии указывал всех убийц после смертной казни отвозить в анатомические театры. Что и произошло с Томом Неро.
Эта серия была важна для Хогарта: он был попечителем приюта Корама для беспризорных детей и всеми силами пытался помочь детям с улицы справится с жестокостью мира и стать частью нормального общества.
Карьера мота, 1735
Сюжет гравюр «Карьера мота» потом обыгрывали не только художники, но и писатели — молодой человек из среднего класса пытается жить как аристократ из высшего общества. Герой Том Рейкуэлл получает наследство отца, бросает свою беременную подругу и всеми силами пытается влиться в эту нескончаемую роскошную вечеринку.
И понеслось: вечеринки в борделе, пьянки, трата денег на всякие увлечения, азартные игры и женитьба на богатой престарелой женщине. Сам Том не сказать, что плохой человек. Но желание соответствовать высшему обществу, при этом совершенно не понимая, что это за общество такое, затмевает разум. И дело не только в образе повесы, дело в обществе и людях, которые поддерживают такой шаткий статус и потакают аморальному поведению. Хогарт создает полную картину такого общества, включая проституток, продажных друзей и аристократов. Пока каждый человек в этой цепочке не изменится, такие, как Том Рейкуэлл будут постоянно появляться.
В игровом доме Том теряет и свое наследство, и деньги своей жены, за что попадает в тюрьму должников Флита — ту самую, где сидел отец Хогарта. Только ему повезло больше — Том Рейкуэлл сошел там с ума.
Трудолюбие и праздность, 1747
Хогарт задумал 12 гравюр, где сравнивает двух людей одинакового положения, но с разными судьбами из-за характера и отношения к труду. Это целый комикс о жизни современного общества, созданный в XVIII веке с картинками и кратким текстом, чтобы помочь зрителям следить за сюжетом.
Все начинается в небольшой мастерской Лондона: справа трудолюбивый подмастерье Фрэнсис, слева — ленивый Том Айдл. У Фрэнсиса, как прилежного ученика, лежит открытый «Путеводитель для учеников». У Тома эта же книга лежит в непотребном состоянии. Том спит, Фрэнсис трудится.
Пока Фрэнсис соблюдает установленные правила и исправно ходит в церковь (с молодой девушкой, которая оказывается дочкой хозяина мастерской, так что тут уж сами решите, благие ли это цели) Том тусит на улице у церкви с не очень приятными личностями. Открытая могила и человеческие кости как бы намекают на Ад, который уже его ждет.
Трудолюбивый подмастерье Фрэнсис становится помощником хозяина, а сама мастерская процветает. Тем временем Том бороздит просторы морей с сомнительными личностями. Один спутник указывает рукой на виселицу — Хогарт намекает нам на то будущее, которое ожидает Тома. Другой показывает кошку-девятихвостку (плеть, орудие пыток в Англии), напоминая о наказании за преступления. Сам Том выкидывает в воду договор о работе в мастерской: видимо, что-то пошло не так.
Фрэнсис закономерно женится на дочери мастера и становится совладельцем мастерской — на вывеске надпись «Уэст и Гудчайлд» (Гудчайлд — фамилия Фрэнсиса). В общем, не знаю, что там с особым трудолюбием, но быть в нужном месте в нужное время Фрэнсис умел. После шумного свадебного пира молодожены по традиции раздают остатки пищи бедным.
А тем временем Том и не помышляет о законном браке, развлекаясь с проституткой. Роскошь, в которой живет Фрэнсис, резко контрастирует с убогой комнатушкой Тома: из мебели только кровать, полуголые стены. Зато камин имеется, правда, неработающий, судя по кошке, летящей вниз. Подружка Тома рассматривает краденые трофеи, а у кровати валяются пистолеты.
Фрэнсис становится шерифом Лондона — это написано на листке у человека справа: «Досточтимому лондонскому шерифу Гудчайлду» Он сидит с самом конце праздничного стола вместе с женой.
Тут еще Хогарт намекает, что это не венец карьеры Фрэнсиса: в зале есть статуя сэра Уильяма Уолворта, который был Лорд-мэром Лондона в XIV веке.
Тем временем Том пойман с поличным в грабеже и убийстве. Пока он увлеченно делит награбленное, его спутница за монету указывает полиции на Тома. На балке сзади висит веревка — намек на смертельный исход всей истории.
Во второй раз герои встречаются. Том в наручниках и просит Фрэнсиса о помиловании, но он не может изменить своего указания. Тому грозит смертная казнь. Позади его мать просит помощи у офицера, но тот отказывает. Сообщник Тома с перевязанным глазом дает ложные показания (тот самый, который бездельничал с Томом в гравюре №3 и забирал краденные вещи с гравюры №9).
Казнь. Том, облокотившись на собственный гроб, читает молитвенник. Толпа собралась интересная: торговцы, любопытные зрители, карманники. Матери обязательно приносят новорожденных детей – традиция, согласно которой рука приговоренного к смерти должна коснутся головы ребенка, защитив его от всех болезней. Человек справа, размахивающий каким-то круглым предметом — Форд, реально существовавший персонаж с прозвищем «Тидди Долл», продавец имбирных пряников. Обычно он всегда сопровождал шествие мэра Лондона, но Хогарт почему-то изобразил его здесь. Слева от него стоит женщина с листком бумаги, где написано «Последняя предсмертная речь и признание» — это тоже традиция проведения казней, когда преступники пишут исповедальную речь.
На последней гравюре Фрэнсис колесит на роскошной карете. Он — Лорд-мэр города Лондона. В правом нижнем углу мальчик читает Ньюгетский справочник — книжное издание о преступниках Ньюгентской тюрьмы. Там размещена “Последняя предсмертная речь и признание” Тома.
Трудолюбие и праздность — полноценный роман о равных возможностях и разных судьбах. Хотя карьера Фрэнсиса ставится под сомнение (вспомним, что он получил мастерскую из-за свадьбы с дочкой владельца), все-таки первая и вторая гравюры наиболее ярко иллюстрируют позицию Хогарта: не ленитесь и учитесь, делайте то, что требует нормальное общество. Перемены происходят не в совокупности, а с помощью каждого человека. Даже сама жизнь на гравюрах напоминает Тому о его шатком положении: символы, знаки, пророческие надписи.
Уильям Хогарт создал графический мир Лондона 18 века. Не только герои живут на гравюрах — точное и детальное изображение города делает его тоже участником событий. А главное, все это преподносится с юмором, ну таким, чисто английским: тонкая сатира над повседневной жизнью.