1902-й год. Друзья Чеховых, супруги Станиславские, уезжая в Германию, приглашают Антона Павловича с Ольгой отдохнуть у них на даче, в имении Любимовка, что в живописном местечке у реки Клязьмы под Москвой. Этот барский дачный дом, где слышно проходящие поезда, вскоре станет декорацией "Вишневого сада". Непутевый слуга Станиславских, Егор, воплотится в образе конторщика Епиходова, а их горничная Дуняша и в пьесе останется горничной Дуняшей.
Пьесу "Вишневый сад" Чехов пишет в Москве. Жена сняла квартиру на четвертом этаже, и пять лестничных пролетов, ведущих к ней, для слабеющего писателя – "великомученический подвиг". По собственному выражению Ольги Книппер, она становится "цербером" при Антоне Павловиче – отваживает всех незваных гостей, и под ее присмотром он работает очень быстро, целыми днями напролет. Сама Ольга уже готовится играть роль в пьесе, только-только выходящей из-под пера ее мужа. "Уже обливаю ее слезами", – говорит она.
Последняя пьеса Чехова - комедия "Вишневый сад" - вскоре заставит плакать целые залы, став скорбным прощанием с целой эпохой, с "Россией, которую мы потеряли".
На премьере "Вишневого сада" в МХТ – полный аншлаг. Причем, сам состав "зрительской аудитории" в тот вечер как будто говорит о том, что это последний бенефис великого драматурга, умирающего от чахотки. Здесь и весь московский бомонд – Рахманинов, Горький, Андрей Белый, Шаляпин, почти все друзья Чехова. И стоящие в проходах чахоточные больные – ялтинские знакомые автора.
В третьем антракте Чехова торжественно выводят на сцену. Он такой бледный, сгорбленный и изможденный, что из зала раздаются крики: "Сядьте, Антон Павлович!" Но стул вынести забудут, и Чехову придется стоя выслушивать долгие приветственные речи, которые он так ненавидит. Когда очередной оратор начинает говорить: "Дорогой и многоуважаемый", Чехов тут же добавляет: "шкаф", рассмешив всех актеров. После этого мучительного чествования Антона Павловича уводят за кулисы и укладывают на диван в гримерке Качалова.
После спектакля Чехов остается на ужин с актерами. Снова звучат поздравления, речи. Гуляют широко, полиция потом даже наложит штраф на театр за несанкционированное публичное сборище. Этот шумный банкет станет для Антона Павловича последним праздником в жизни. Пытаясь спасти мужа, Ольга Книппер через четыре месяца повезет его в Германию – но и немецкая медицина уже будет бессильна. И тогда, в Баденвейлере, Антон Павлович еще раз поднимет бокал. Врач-немец, убедившись, что его коллега болен смертельно и надежды нет, закажет ему шампанского. Профессиональная традиция. С улыбкой Чехов произнесет лишь: "Ich sterbe", - "я умираю" – и выпьет до дна.