Найти тему
Huston Dymaniac

Концепция логики в понимании Гегеля

Гегель, предлагая свою философскую концепцию, ориентируется в первую очередь, на научную форму знания. Его не удовлетворяет формализм кантовской логики и «необузданное брожение мысли», в результате чего, он пытается строго отчертить саму форму «понятия», то есть дать предмету строго зафиксированный термин, который будет фундаментом в системе подобных определений[1]. Поэтому камнем преткновения в гегелевской концепции становится Логика, тот самый «схоластический момент», без которого невозможно обойтись, выстраивая стройную систему координат устройства мира и выявления законов его существования.

Гегель, несмотря на признание кантовской Логики за абсолют в философской среде того времени (тот же Шеллинг не только не спорил с Кантом, более того, он принимал его точку зрения, как единственно верный вариант правил и изображений «мышления в понятиях»), усомнился в ее жизнеспособности, как и возможности описания происходящих процессов. Так, по правилам кантовской Логики невозможен или значительно затруднен переход от «субъективного» в «объективное»(и наоборот), «понятия» в «предмет»[2]. При этом, следует отметить, что Гегель подошел к кантовской концепции не с неприемлемой позиции, а лишь констатировал ограниченность данного представления о мышлении, которое пусть отчасти и описывает происходящие процессы, но зачастую не работает. В силу этого, Гегель пытается, с присущей ему гениальностью, самостоятельно описать действие мышления, то есть создает свою теорию подлинного мышления, который и предстает неким реальным объектом изучения Логики как науки.

Rudalle, "Логика"
Rudalle, "Логика"

При этом Гегель проводит жирную разделительную черту между Логикой реального мышления, которое представляет собой исторический процесс развития мысли, нашедший воплощение в целенаправленной человеческой деятельности и тех продуктах, которые она создает, то есть воплощение в науке, технике, социуме и др., и Логикой — наукой о мышлении (то есть как теорию, описывающей определенные мыслительные процессы).

То есть, в представлении Гегеля — Логика это «сознание духа в своей чистой сущности», то есть, фактически, в данном определении нет ничего выходящего за рамки уже существующих определений, в которых логика есть некое мышление о мышлении, которое имеет свой объект исследования, то есть это наука[3]

По мысли Гегеля, понятие Логики включает в себя три отношения мысли к объективности: во-первых, метафизика; во-вторых, критическая философия и эмпиризм; в-третьих, знание. Именно это и есть понятийный базис. Так же, им дается определение явления логики как науки.

Более того, именно здесь он разделяет Логику на три учения: логика бытия, логика сущности, логика понятия.

«Логическое», то есть общее определение мышления, имеет всегда три вида «всякого логически реального»: рассудочное, или абстрактное; отрицательно-разумное, или диалектическое; диалектика как Логика и теория сознания, или положительно-разумное.

Давая характеристику этим понятиям, Гегель говорит, о мышлении, как рассудке, который не идет дальше некой неподвижной определенности, которая является пусть и ограниченной абстракцией, но которая так же обладает несомненным самостоятельным существованием. Если же происходит абсолютизация «неподвижной неопределенности», то в этом случае рождается догматизм, во всех его проявлениях[4].

То есть, рассудок есть тот самый момент мышления, который не просто необходим, жизненно важен. Однако, пусть и являясь одной из важных составляющих, только рассудок нельзя выдать целиком за мышление.

Формальная логика есть логика рассудка, которая точно так же важна и необходима в отведенных ей пределах, не менее, но и не более того.

По Гегелю диалектический момент, некий «переход в свою противоположность», есть ни что иное, как принцип самой жизни и любого движения, будь то мысль или еще что-то[4]. В исторической философской мысли он предстает, в начальной своих формах, как скептицизм и софистика.

Ответственность за постижение единства определений, их противоположностей, возлагается на положительно-разумное мышление.

Таким образом, можно констатировать, что логика в представлении Гегеля — целостная система категорий, которая развивается от абстрактного к конкретному, имеющая единение трех моментов мышления, при определяющим значении третьего момента.

[1] Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 2.

[2] Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.

[3] Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 2.

[4] Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 2.