Гегель, предлагая свою философскую концепцию, ориентируется в первую очередь, на научную форму знания. Его не удовлетворяет формализм кантовской логики и «необузданное брожение мысли», в результате чего, он пытается строго отчертить саму форму «понятия», то есть дать предмету строго зафиксированный термин, который будет фундаментом в системе подобных определений[1]. Поэтому камнем преткновения в гегелевской концепции становится Логика, тот самый «схоластический момент», без которого невозможно обойтись, выстраивая стройную систему координат устройства мира и выявления законов его существования.
Гегель, несмотря на признание кантовской Логики за абсолют в философской среде того времени (тот же Шеллинг не только не спорил с Кантом, более того, он принимал его точку зрения, как единственно верный вариант правил и изображений «мышления в понятиях»), усомнился в ее жизнеспособности, как и возможности описания происходящих процессов. Так, по правилам кантовской Логики невозможен или значительно затруднен переход от «субъективного» в «объективное»(и наоборот), «понятия» в «предмет»[2]. При этом, следует отметить, что Гегель подошел к кантовской концепции не с неприемлемой позиции, а лишь констатировал ограниченность данного представления о мышлении, которое пусть отчасти и описывает происходящие процессы, но зачастую не работает. В силу этого, Гегель пытается, с присущей ему гениальностью, самостоятельно описать действие мышления, то есть создает свою теорию подлинного мышления, который и предстает неким реальным объектом изучения Логики как науки.
При этом Гегель проводит жирную разделительную черту между Логикой реального мышления, которое представляет собой исторический процесс развития мысли, нашедший воплощение в целенаправленной человеческой деятельности и тех продуктах, которые она создает, то есть воплощение в науке, технике, социуме и др., и Логикой — наукой о мышлении (то есть как теорию, описывающей определенные мыслительные процессы).
То есть, в представлении Гегеля — Логика это «сознание духа в своей чистой сущности», то есть, фактически, в данном определении нет ничего выходящего за рамки уже существующих определений, в которых логика есть некое мышление о мышлении, которое имеет свой объект исследования, то есть это наука[3]
По мысли Гегеля, понятие Логики включает в себя три отношения мысли к объективности: во-первых, метафизика; во-вторых, критическая философия и эмпиризм; в-третьих, знание. Именно это и есть понятийный базис. Так же, им дается определение явления логики как науки.
Более того, именно здесь он разделяет Логику на три учения: логика бытия, логика сущности, логика понятия.
«Логическое», то есть общее определение мышления, имеет всегда три вида «всякого логически реального»: рассудочное, или абстрактное; отрицательно-разумное, или диалектическое; диалектика как Логика и теория сознания, или положительно-разумное.
Давая характеристику этим понятиям, Гегель говорит, о мышлении, как рассудке, который не идет дальше некой неподвижной определенности, которая является пусть и ограниченной абстракцией, но которая так же обладает несомненным самостоятельным существованием. Если же происходит абсолютизация «неподвижной неопределенности», то в этом случае рождается догматизм, во всех его проявлениях[4].
То есть, рассудок есть тот самый момент мышления, который не просто необходим, жизненно важен. Однако, пусть и являясь одной из важных составляющих, только рассудок нельзя выдать целиком за мышление.
Формальная логика есть логика рассудка, которая точно так же важна и необходима в отведенных ей пределах, не менее, но и не более того.
По Гегелю диалектический момент, некий «переход в свою противоположность», есть ни что иное, как принцип самой жизни и любого движения, будь то мысль или еще что-то[4]. В исторической философской мысли он предстает, в начальной своих формах, как скептицизм и софистика.
Ответственность за постижение единства определений, их противоположностей, возлагается на положительно-разумное мышление.
Таким образом, можно констатировать, что логика в представлении Гегеля — целостная система категорий, которая развивается от абстрактного к конкретному, имеющая единение трех моментов мышления, при определяющим значении третьего момента.
[1] Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 2.
[2] Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.
[3] Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 2.
[4] Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1973. Т. 2.