Найти тему
Huston Dymaniac

Роберт Грин «48 законов власти»

Закон 30 «Добивайся успеха, не показывай усилий»

Как правило, большинство авторов бизнес-направления для менеджеров среднего звена подчеркивают значимость усилий, которые человек прилагает при достижении поставленных целей. Большинство считает, что необходимо демонстрировать всю глубину прилагаемых к достижению целей, особенно трудовых, усилий. Это, как правило, работает в отношении наемного персонала среднего уровня: человек создает видимость постоянного труда, ежедневно говорит о затрачиваемых усилиях и убеждает всех вокруг, что он действительно прилагает большие затраты собственных ресурсов к выполнению своей работы. Однако, такой механизм, как совершенно справедливо отмечает Роберт Грин, играет абсолютно в другом ключе, если дело касается человека высшего звена управления; или человека, стремящегося к большему.

Сопровождая свои действия комментариями относительно затраченных ресурсов, напоказ выставляя собственную усталость, человек говорит окружающим: «Я сделал так много, это все, на что я способен. Больше не могу». Между тем, если кто-либо реализует какое-то действие легко, играючи, не жалуясь и не доводя до сведения окружающих, каких усилий ему это стоило, то у окружающих возникает ощущение, что такой человек способен на гораздо большее.

Rudalle, "Власть"
Rudalle, "Власть"

И в самом деле, действия, которые кажутся естественными и выполняемыми с легкостью, воспринимаются как сами собой разумеющиеся, то есть не доставляющие каких-либо дополнительных хлопот тому, кто их выполняет. Роберт Грин пишет в формулировке своего закона следующее: «Не поддавайтесь искушению похвастаться, как тяжело вы потрудились,— это только породит лишние вопросы».

Действительно, вызывая жалость фактом тяжелого выполнения сверхзадачи можно существенно изменить собственный образ в глазах окружающих. Жалость, к тому же, едва может быть тем чувством, которое испытываются к властным, рациональным, сильным личностям. Поэтому применение метода «показать всю тяжесть своей ноши» возможно только для тех, кто и без того не характеризуется как харизматичный, успешный, эффективный или подающий надежды – работник, исполнитель.

Еще один важный, на мой взгляд, постулат данного закона, сформулированный самым последним: «Никому не раскрывайте своих приемов, иначе их применят против вас». Собственные знания и навыки, полученные тем или иным способом, не должны становиться предметом альтруизма. В деловой, политической, экономической сферах человек не может проявлять свою добросердечность, иначе он быстро окажется погребенным под тяжелой ношей достаточно сложных задач, которые на него могут быть возложены более расторопными коллегами. При этом, бескорыстно делясь своими приемами и методами работы, любой специалист рискует лишиться собственной конкурентоспособности. Как известно, современный уровень конкуренции практически в любой сфере очень высок.

Роберт Грин нашел очень удачное определение для этого феномена, отраженное в труде Бальдассаре Кастильоне, «способность придавать трудному вид простого». Действительно, способность выглядеть естественно в неестественно тяжелых условиях, или в условиях, которые по представлениям окружающих должны быть тяжелыми, позволяет человеку мгновенно возвыситься в глазах своего окружения. Это осуществляется за счет создания дисбаланса, противоречия между тем, что должно быть, и тем, что видят. Одновременно, стенания о том, насколько трудно достаются человека плоды победы, обеспечат обратный эффект: человек будет выглядеть обычным, слабым, таким же, как и все.

Все же, представляется, что применение этого правила, или закона, может быть исполнено с точностью до наоборот в зависимости от целей, которые преследуются. Поэтому, с моей точки зрения, данный закон требует некоторых дополнений. Ведь с позиции социологии и психологии, поведение индивидуума может иметь самые различные цели. Да и изменения, происходящие в социально-культурной среде свидетельствуют о том, что формирование определенного имиджа или достижение конкретного направления позиционирования личности может быть осуществлено различными способами в зависимости от типа сообщества, в котором оно осуществляется, основных ценностей, стереотипов и иных социальных характеристик.