Дунс Скот, говоря о человеке, как о личности, индивидууме, отмечает, что человек по своей сути является совершеннейшим соединением совершеннейшей материи с совершеннейшей формой. Что подразумевал теолог под этим? Вероятно, душевная организация личности и материальная ее оболочка представлялись философу высшей точкой эволюции. Возможно, он также предполагал, что наличие нематериальной, духовной материи у иных физических форм (организмов) стоит под сомнением. Человек, являясь личностью, обладая рядом неприсущих животным характеристик, был поставлен теологом в центр мироздания, как совершенная форма существования во вселенной.
При этом, следует также отметить, что Скот Дунс полагал под нематериальной материей – душой – присутствие Божьей воли, то есть, духовная организация человека не могла возникнуть, по мнению теолога, сама по себе, она является результатом божественного вмешательства. Однако, в античной и средневековой философии, личность определялась, например, Боэцием, как «индивидуальная субстанция разумной природы».
В целом же, опираясь на мнение средневековых философов можно заключить, что под личностью «персоной» в средние века понимался индивид, то есть, конкретный человек, характеризующийся отличными от всех остальных чертами; также под личностью понималось «лицо» человека, которое отличало бы его от иных индивидуумов. Под персоной, в частности, могли понимать любого человека, как выражение индивидуальности. Представляется, что воззрения средневековых философов на определение термина «персона» более соответствуют современному понятию «личность». Таким образом, представляется, что Д. Скотт, говоря о личности, характеризовал в первую очередь духовные намерения людей, выделял в них стремление к свободе воли.
Также стоит отметить, что важным постулатом всей философской картины миры, представляемой в избранных трудах Д.Скотта является постулат о том, что бессмертие души никак не может быть доказано. Действительно, по сей день нельзя найти более верного взгляда: доказать бессмертие души, т.е. совершенной нематериальной составляющей личности человека, невозможно, а значит, вопросы религии, верований в бессмертие души, наличие ада и рая есть вопрос не доказательства, а единственно веры. Разумом постичь сущность бессмертия души невозможно; возможно только уверовать в это бессмертие.
По сути, Д. Скот также отмечает, что душа от своих способностей и сил не отличается, то есть способности и силы индивидуума, личности, не являются случайным признаком нематериальной составляющей личности, то есть душевной субстанции, а представляют собой ее саму в конкретных (определенных) действиях или состояниях или по отношению к чему либо. В целом, представляется, что такой взгляд характеризует также возможности душевной субстанции к развитию, духовному просветлению: силы и возможности нематериальной составляющей личности могут измениться под влиянием внешних или внутренних обстоятельств. То есть, личность, в представлении Д.Скота, есть нечто, способное к развитию, или, соответственно, деградации.
Свобода воли в представлениях и трудах Дунса Скота занимала важнейшее место, он был одним из немногих мыслителей своего времени, которые действительно признавали и решительно отстаивали наличие свободы воли. Именно свобода воли есть, на наш взгляд, существенная, если не центральная, характеристика любой личности, как явления. Д. Скот исключал всякий возможный детерменизм в отношении свободы воли: именно в этом заключалось существенное отличие взглядов Дунса Скота от воззрений, например, Фомы Аквинского, и именно в этом заключалось также существенное отличие его подхода к изучению и характеристике личности. Если Фома Аквинский склонялся к преувеличению значения авторитета в ущерб частной воле, то Дунс Скот полагал, что именно свободный выбор является центральным в философии личности.
По сути, рассматривая воззрения Д. Скота можно заключить, что волю теолог представлял как субстанцию, способную к самоопределению, самоидентификации, что и являлось полной либо достаточной причиной всякого акта свободы воли. Именно поэтому, воля не может и не должна подлежать какому бы то ни было принуждению. Также Д. Скот отмечал, что воля личности, человека, есть причина, единственная и настоящая, всех действий, но также и всех желаний личности.