Найти тему
Отражение Времени

Берегите Женщину, или Возвращение к себе

Удивительны судьбы не только людей, но и поколений. Прадеды Мидата Рамиева из села Мустафино были имамами. Советская власть, насаждающая атеизм, сделала своё дело, и его родители уже не знали молитв. В 80-м году он уехал в Оренбург, работал на заводе. А потом выйдя на пенсию, окончил курсы при мечети и медресе и вернулся в Мустафино учить людей исламу. Скоро четыре года, как он имам в местной мечети. Больше половины села теперь читает Коран, а в местных магазинах перестали продавать спиртное и сигареты.

Каждую осень Мидат Хазрат с волнением ждёт новых учеников. И трепет всегда один и тот же - придут или нет? Неизменно приходят. Когда заканчивается занятие у женщин, то не хватает  ширины дороги, чтобы вместить радостную и улыбающуюся толпу учениц. И ничего, что некоторым из них под восемьдесят.
Каждую осень Мидат Хазрат с волнением ждёт новых учеников. И трепет всегда один и тот же - придут или нет? Неизменно приходят. Когда заканчивается занятие у женщин, то не хватает ширины дороги, чтобы вместить радостную и улыбающуюся толпу учениц. И ничего, что некоторым из них под восемьдесят.

От себя не уйдешь

Днем, когда особо палит солнце, на деревенских улицах пусто. Лишь кошки хозяйничают тут. Белым светом залита дорога, и только у мечети можно найти тень под высокими соснами. Приехав на полчаса раньше намеченного времени, жду встречи с Мидатом Мидхатовичем. Рядом с оградкой лежат косточки от красной черемухи. Значит кто-то так же сидел здесь и ждал. Может, прибегал за советом подросток. Или молодая женщина, оставив дела, ожидала Хазрата ( обращение к духовному лицу в исламе). Из давнего разговора с председателем регионального духовного управления мусульман области Альфитом Шариповым знаю, что Мидат Хазрат сумел больше половины села привести в мечеть. Если раньше она чаще пустовала, то с его наставничеством ожила, и теперь Коран на арабском языке читает добрая половина мустафинцев. По крайней мере, женщины точно. Как один человек смог обратить в веру стольких? Какой он — прямой и жесткий?.. Обо всем этом думаю, пока жду. Но вот по зыбкой жаре движутся к мечети два силуэта. На встречу Мидат Хазрат пришёл с внучкой. У десятилетней Дианы чистый и звонкий голос, в глазах интерес и добродетельное смирение. Месяц она успела поучиться этим летом в мечети, пока всех не рассадил по домам коронавирус. Весь разговор девочка молчала, только ловила каждое слово деда.
- Имам я почти четыре года. До этого преподавал при мечети. Сейчас расскажу, как всё начиналось…, - обещает он и бережно извлекает из папки фотографии. На них бабушки, некоторые весьма преклонного возраста, сидят за партами.
- Первыми учиться пришли женщины. От шестидесяти лет и старше, - вспоминает Мидат Мидхатович. Тогда, в 2012 году, он после тридцати двух лет прожитых в областном центре, вернулся в село. Цель у него была одна — помочь сельчанам попасть в рай.
- Как только после перестройки стали открываться в Оренбурге мечети, а это год примерно 95-й, я стал ходить на пятничные намазы. Потом пошёл учиться на воскресные курсы при мечети Рамадан. Затем поступил в медресе. Пока занимался, часто слышал, что в деревнях людей учить некому. И после завершения обучения решил , что надо возвращаться в Мустафино. Посоветовался с женой, она согласилась, и летом мы были уже здесь. А осенью я пошёл по дворам. Стал звать людей в мечеть. Писал объявления, развешивал в магазине, клубе. Заходил в дома и объяснял, что такое ислам. Атеизм был такой сильный, что без разъяснений ничего бы не получилось. И вот в конце октября , когда настал первый день занятий, они пришли… Я не знал, кого ждать и придёт ли вообще кто-то. А тут двери открылись, и зашло около двадцати бабушек. У меня слезы на глаза навернулись, так я был благодарен им.
В следующем году история повторилась. Я также ходил, звал, говорил… И вновь пришло чуть больше двадцати женщин. Правда, были уже и пятидесятилетние, плюс дошли те семидесятилетние, которые не решились раньше. Начал я и их Корану учить. Второгодников в один день, новеньких в другой.
В третью осень я так же переживал, ожидая, сколько человек, решивших учиться, войдут в двери. И вот очередная группа из 30-40-летних. Опять все женщины. А следом за ними в первый раз пришли мужчины. Сразу сорок. Понимаете, бабушки привели дочерей, те мужей… А с 2015 года я начал уже и детей учить. Взрослых традиционно с конца октября по апрель, а детей на летних каникулах. Почти вся деревня уже переучилась. Нас здесь примерно человек двести живет. Перед коронавирусом набралась новая группа, в которой были даже двадцатилетние, первый год они отучились, а затем ковид не позволил. Весь 2021-й мы не занимались. Я им, конечно, много домашнего задания дал, но всё же этой осенью надо обязательно возобновлять занятия, будем в масках сидеть, если что.

Десять лет на хадж

"Я свои труды уже вижу… Бывает, кто-нибудь подходит на улице и говорит: «Хорошо, что ты меня научил и я намаз теперь читаю». Многим спокойнее стало жить, мы
ведь не вечные, ответ каждому держать придётся".
"Я свои труды уже вижу… Бывает, кто-нибудь подходит на улице и говорит: «Хорошо, что ты меня научил и я намаз теперь читаю». Многим спокойнее стало жить, мы ведь не вечные, ответ каждому держать придётся".


Мидат Хазрат немногословен. Слушая его историю, можно только удивляться, как сумел человек найти самого себя в жизни. Ведь до пенсии трудился Мидат Мидхатович фрезеровщиком на Машзаводе, потом служил в пожарной части. Формально ничего не связывало его с делом прадедов. А до 1909 года имамом при мечете в Мустафино был его прадед Гимран Рамиев, затем дед Гильфан. Но, видимо, в душе человека, как в книге, прописаны заветы и правила. Вот они и привели его к истокам. А ещё помогла опять же ...бабушка.
- Маленьким я всегда смотрел, как бабушка намаз читала. Родители так никогда не делали. В школе говорили, что Бога нет, а дома бабушка вразумляла, что всё создал Аллах. Я слушал её и замирал от одной необъяснимой мысли, что всё неслучайно на свете. Что растут деревья и текут реки непросто так, а по воле Его. Бабушка всё объясняла, впервые я держал пост вместе с ней. Утром за два часа до Восхода мы завтракали и второй раз ели уже после захода солнца. Так потихоньку вера входила в меня, - рассказывает Мидат Хазрат.
Он сидит за учительским столом, позади него доска, к которой прикреплен арабский алфавит, а над головой гобелен с вышитой на нём Меккой. В этом свящённом для всех мусульман месте Мидат Мидхатович побывал шесть лет назад.
- Около десяти лет я копил деньги, чтобы совершить хадж. Изменил ли он меня? Да, я стал ещё больше любить ислам. Тяжела дорога туда. Больше 2000 километров на автобусе, и там стоишь под палящим солнцем и просишь за себя, за детей, за деревню.
Если хватает денег и здоровья, то хадж должен совершить каждый. Я очень мечтал об этом. Сейчас могу твердо сказать, что за свою деревню я в ответе перед Аллахом. Всевышний будет спрашивать меня не только за себя, но и за неё. Как я учил, вёл себя. И я знаю, что моё место здесь.
Замолкает Мидат Хазрат, и в затянувшейся паузе слышно жадное внимание к словам деда Дианы, а ещё неслышное дыхание лета, зелёный треск созревших арбузов, звук падающей в ведро картошки. Каждый год мустафинцы жертвуют нуждающимся. Позапрошлой осенью две машины овощей передали в оренбургскую мечеть «Хусаиния». И вот такими делами нагрет здесь воздух и дышится им легко несмотря на тридцатиградусный зной.
- Я учу простому. Почитать родителей, ведь если те не будут довольны, то в рай не попасть. Дружить с соседями. Не обманывать и не ругаться. Ислам и христианство, на самом деле, очень похожи. Заповеди по сути одни и те же.
Закончится этот простой разговор о простых вещах и понятиях, о вере и судьбе. И будет думаться, что человеческий путь представляет собой постоянный подъем по гладкой отвесной стене, и когда кажется, что не за что уцепиться, находятся невидимые выступы, которые помогают подниматься. А ещё будут вспоминаться те красные косточки у мечети и представляться кто-то очень юный. Тот, у кого ещё всё впереди — своя скала, которая, если путь будет праведным, обязательно покорится. И незримым проводником к небесной высоте станет она — Бабушка, мама, жена… женщина, без которой до Бога бывает, что не добраться. В разговоре Мидат Хазрат помимо другого скажет: «Очень благодарен жене. Без нее бы не знаю, как всё было. Главная она помощница. Было время, когда я из мечети днями не выходил, она ждала и терпела,зная, как это важно».
К дому же он пойдёт вместе с внучкой, ловящей каждое его слово и греющей душу своими ласковыми глазами.

Вот они мустафинцы у памятника односельчанину Мусе Джалилю, в центре дочь поэта Чулпан Залилова, приехавшая на встречу с земляками из Москвы. К слову, Мидат
Мидхатович в родстве с героем.
Вот они мустафинцы у памятника односельчанину Мусе Джалилю, в центре дочь поэта Чулпан Залилова, приехавшая на встречу с земляками из Москвы. К слову, Мидат Мидхатович в родстве с героем.

Оренбургская область
Село Мустафино
2021
Фото автора
#ислам

#ислам и мусульмане
#Оренбургская область

#вера в бога
#Муса джалиль