Статья про смазки , экипировку и лайвхаки.
С точки зрения обывателя - езда на на велосипеде в минусовые температуры , это что то между работой канатоходца в цирке и сапёра.
Люди несведущие думают что зимой на велике безумно скользко ,травматично ну и просто холодно.
И что это главные проблемы зимнего катания.
Но это не так. И не скользко , и не холодно , проблема в другом ,и она очень серьёзная.
Но сначала про первые два аргумента против :
На самом деле любой кто зимой катался , знает ,что не так уж и скользко , и если быть осторожным и не ездить по совсем уж гладкому льду .
То даже на обычных не шипованных шинах ,можно проездить всю зиму и ни разу не упасть.
Лёд редко бывает гладким,и если он хоть чуть чуть шершавый, то по нему вполне можно ехать ,а утоптанный снег и вовсе по сцеплению не уступает асфальту.
Реально пешком по скользким дорожкам больше шансов упасть,чем на велике, и я это вполне серьёзно говорю.
Хотя бы потому,что человек может упасть и влево и вправо ,вперёд и назад.
Велосипед же вперёд ,назад упасть не может в принципе, только вбок, поэтому риски снижены.
Ну и забудьте о переднем тормозе , чуть его пережмёшь ,заблокируешь переднее колесо и привет падение ,задний же можно жмякать сколько угодно, но лучше делать это плавно.
Про то что колейность и скользкие поперечные наклоны дороги это опасно ,думаю велосипедистам обьяснять не стоит, но если тротуар ровный плоский , то никаких проблем.
Разумеется зимой не стоит ездить по обочинам автомобильных дорог, да и по тротуарам безопасная скорость сильно ниже,чем летом . Тормозной путь длиннее и тд. Но ездить вполне можно ,и в какой то степени даже интересней,чем по асфальту.
Так как зимой дорога заставляет немного шевелить мозгами и лавировать между скользкими участками тротуара и тд.
И всё же наколенники будут не лишними.
Но если вам надо побыстрее доехать а не заниматься по фану преодолением перепятствий на минимальной скорости.
То шипованная передняя покрышка или фэт байк будет гораздо более подходящим вариантом чем обычный велик.
Всё таки тротуары и пешеходные зоны это одно . А вот внутридворовые проезды часто представляют собой очень злую автомобильную колею и огромные ледяные шишки скидывающие ваше переднее колесо с курса.
Такие препятствия ставят обычный велик в сложное положение. А фэтбайку они почти не страшны.
Есть правда одно но , это рисунок протектора. и это очень важно
Когда я начинал кататься зимой ,я падал по несколько раз в неделю , после такого нехотя поверишь в рассказы про то что зимой надо дома сидеть.
Но оказалось причина в рисунке протектора.
Плоские большие ламели по середине пятна контакта ,да ещё и треугольной формы - это гарантия падений, и очень небезопасно.
Посмотрите на фото. и угадайте ,какая из покрышек тут самая опасная?
Казалось бы та ,что по центру выглядит солидно,но плоские штуки по середине колеса делают её супер скользкой.
А колёса слева и справа прекрасно работают по любому льду , и да справа покрышка от Туриста, на нём тоже можно без проблем ездить зимой.
Хотя всё же лучше иметь колёса пошире , типа как слева.
Всё это касается переднего колеса, заднее вообще никакой роли почти не играет ,можно хоть на лысом.
Функция заднего колеса - чисто отталкиваться, а вот переднее должно держаться крепко,иначе падение.
Что касается проблемы замерзания рук ,ног и всего остального, то она имеет место быть ,но велосипедист как и пешеход вполне может продержаться пару часов на морозе , главное нормально одеться, в одежду в несколько слоёв.
И очень выручает гидрокостюм , он уж поверьте нужен не только зимним или осенним водолазам .
Разумеется гидрик используется как базовая одежда ,а сверху уже куртки .кофты, джинсы.
Не надо в одном костюме водолаза в -30 ездить )
Неопреновый гидрокостюм очень здорово согревает зимой на улице ,и не даёт промокать под курткой , не позволяет ветру задувать в поясницу и тд.
Отличная вещь ,как и неопреновые гидроноски ,в которых можно хоть по снегу босиком ходить.
И в отличии от термобелья гидрокостюм не выпускает никакой пот наружу , поэтому сам ты конечно паришься ,за то шмотки поверх гидрика абсолютно сухие.
А пока они сухие , они греют.
Термобельё же отводит весь пот наружу , и куртки кофты будут мокрые. А это опасно.
На лицо надо одевать шарф , маску или манижку с высоким воротником , чтобы согревать лицо дыханием. Иначе поездка будет малоприятной, это наверное главное что придаёт комфорта и очень важно , ну и перчатки.
Однако первое что замерзает - пальцы на ногах , и даже тёплая обувь не особо спасает. Хотя войлочные стельки имеют большое значение.
Можно правда использовать стельки обогреватели на батарейках.
Не рекомендуется юзать ботинки с резиновой подошвой , но не в валенках же ездить.
да и педали лучше пластиковые чем металлические , они не так холодят.
Многих почему то в первую очередь волнует вопрос перчаток и но по моему это не проблема. А вот ноги мёрзнут это важнее.
Перчатки можно в два слоя или варежки где все пальцы друг друга греют.
Но до -25 хватает и одного слоя обычных тёплых перчаток.
Ну и есть момент про который обыватели не догадываются, это потливость .
Когда крутишь педали ты потеешь, и пока ты их крутишь ,тебе не так важен мороз,ты сам себя греешь испарениями .
Однако ты насквозь промокаешь под курткой ,и это неприятный момент зимнего катания . одежду можно буквально выжимать .
И пока ты педалишь ,тебе норм,но стоит остановится дольше чем на 5 минут ,ты мокрый ,промёрзнешь и тебе хана ,можно конкретно заболеть.
Поэтому зимой очень не хочется пробить колесо и топать пешком до дома ведь так можно и воспаление лёгких получить.
Итак зимой не особо скользко , да и проблемы с одеждой и промерзанием решаемы при желании.
Все эти проблемы остались в прошлом ,когда я купил гидрокостюм на и неопреновые гидроноски
И вот мы подошли к проблеме, которую я считаю главным врагом зимних велосипедистов. Проблеме практически нерешаемой.
Это замерзание смазки во втулках ,когда колёса просто перестают нормально крутится. И даже арктическая смазка не поможет.
Первые годы зимних покатушек ,выезжая в -20 на полчаса я очень уставал .
И списывал это на то что отвык , форму потерял.
Но потом понял,что причина не в этом совсем ,а в смазке.
Тогда велик у меня был бушный, с солидолом во втулках , солидол или литол - это умеренно морозостойкая смазка .
Но во все новые велосипеды закладывают китайскую прозрачную смазку ,которая хорошо работает летом, но начинает густеть уже в +5 ,а в -10 превращает велик в недвижимость.
Я узнал об этом,когда поставил колёса с втулками на промподшипниках , летом они ехали лучше старых втулок ,но когда я поехал в -15 на них ,я не смог проехать и пары километров.
Нужно было прикладывать чудовищное усилие , словно у вас на буксире волочится 50кг мешок .
И мне реально было легче катить велосипед чем ехать на нём.
В другой раз в такой ситуации я провернул трешётку и расшатал шатуны на Старт Шоссе) там на клиньях и клин сьело.
Вот такое усилие надо чтобы хотя бы сдвинуть это всё с места.
И тут я начал бороться за накат. Хотя не сразу понял в чём причина и сначала пытался компенсировать это ужасное падение наката облегчением велосипеда, ставил кевларовые покрышки и тд , не помогло.
Первый шаг в битве за накат - было возвращение к насыпным втулкам и напихивание в них литола24 разбавленного керосином.
Сам по себе литол или смазка шрус заметно хуже катит при минусе чем при плюсе , но критичной для него температурой является где то -15,-20 ,после которой накат уже становится совсем неприличным.
Разбавление керосином особо не помогло.
К следующей зиме я готовился как к бою .Изучив тему закупил самые морозостойкие смазки , побеждавшие в различных сравнениях.
Ими оказались VMPauto Nord , Ravenol AGG2 , и ЦИАТИМ 221 , заявленная рабочая температура для них -60 градусов ,но надо понимать ,что на велосипеде надо это делить более чем на два, так как у Литола например написано до -40 ,а на деле после -20 проще уже пешком ходить.
Вот и с данными арктическими смазками получилось так же.
Они достаточно редкие , кроме Норда остальные пришлось заказывать почтой.
Равенол при этом ещё и дорогущий, Циатим тоже не дешёвый, так как не продаётся в мелкой таре.
А Норд самый доступный.
Так вот в ту зиму я испытал их все ,закладывал в промподшипники во втулках и в насыпные втулки ,и оказалось что все они примерно одинаковые по свойствам.
обеспечивают удовлетворительный накат до -25 , дальше уже не едут до состояния недвижимости.
Но обидно что всё равно разница в накате (по чистому асфальту ,без ветра) при 0 градусов и -10 даже на арктических смазка ну раза в два. Поэтому зимой ездить вообще не интересно и ничего с этим не сделать.
Циатим кстати советская разработка для полярной авиации.
при этом недорогой Норд ничем не хуже своих оппонентов.
Но результат меня не удовлетворил ,я мечтал о накате ,чтобы как летом)
Ведь езда на велосипеде в -30 больше напоминала езду на весельной лодке , против моторной летом.
Ехать можно не быстрее 10кмч
Любая смазка густеет при минусе, для наглядности просто оставьте бутылку растительного масла на балконе зимой , оно превратится в густое желе.
То же и с смазками, некоторые вообще густеют до состояния камня, какой уж тут накат.
И что не заметит мощный мотор , то велосипедист почувствует явственно.
Так есть ли смазка,которая вообще не боится мороза? Да есть и она такая одна в мире... Графитовая.
этот порошок используют даже в космосе при абсолютном минусе
Но в магазинах графитка это как правило тёртый в пыль грифель карандаша ,но смешанный с обычной смазкой типа Литол. Поэтому не морозостойкий. Литол с добавлением графита ,не более того
Я же просто изготовил графитовый порошёк растиранием грифеля и от отчаяния сыпанул его в промподшипники.
Результат.... никакой) Стало даже хуже наверное.
Потом я уже начал делать странные вещи , типа пробовал ездить на промах вообще без смазки.
Ведь главная опасность не то что шарики оквадратятся, а перегрев подшипника и что его поведёт.
Но когда на улице -25 ,то вряд ли он хоть сколько нибудь нагреется.
Поездил ,результат нет.
И я убил промподшипники) промывание не помогло они уже не едут. Пришлось переходить на насыпные втулки. А идея с графитом оказалась провальной.
Потом я узнал что бывают подшипники не требующие смазки вообще ,их называют керамическими или гибридными,когда из керамики только вставка кольцо.
Шарики там тоже керамические.
Купил такие в Китае , стоят по 2к за пару и ... результат не заметил) Хотя может он и был.
И хоть они керамические ,но смазка туда всё же натолкана обычная китайская,вымывал её керосином насколько это возможно.
Но накат в мороз не обрёл
Вообще это штука субьективная,нет прибора замеряющего крутящий момент и накат , всё по памяти и на глазок.
Зимой может в принципе казаться что едешь медленно ,да и утоптанный снег это как правило что то слегка портящее накат ,вязкое или тряское.
Но всё же достаточно проехать из тепла минут 5 по морозу как велосипед прямо под тобой из скакуна превращается в черепаху , не заметить это невозможно. Даже если в него уже забит Циатим 201, 221 или что то подобное.
В то что Циатим 221F чем то лучше обычного ,не особо верю ,но не проверял.
Но получается что это лучшее что существует в природе ,просто велику это всё равно не поможет побороть дубак.
Что делать? грелки на втулки прицеплять?)
не понимаю как некоторые спортсмены зимой катают и не жалуются.
Есть конечно момент что даже на замёрзшей смазке можно ехать 5-10кмч без особого напряга ,так уж но устроено ,но чем быстрее едешь тем сильнее она будет упираться. А ездить как черепаха не хочется.
Узкие у вас шины или широкие - тоже не имеет значения.
В общем я в печали ,и вижу выход только в электробайке или электросамокате.
Но там есть много своих проблем,как цена в десятки тысяч рублей.
Страх оставить на парковке перед магазином,что упрут батарею которая стоит 20к.
Батареи боятся мороза ,хотя Lifepo4 это касается в меньшей степени , а LTO спокойно переносят мороз до -35
Батарея и мотор это лишний вес 7-12кг , это мой страх пожара и недоверие к современной электротехнике. И тд и тп,
Но похоже это единственный способ передвигаться зимой в - 25,-40 по тротуарам на двух колёсах.
Либо изобретать втулки с электроподогревом) Обливать каждые 10 минут втулку бензом и поджигать))
У меня нет необходимости иметь в мороз такой же накат и скорость как летом ,просто я из интереса попытался ,и ничего не вышло. Видимо эта проблема неразрешима.
И когда зимой теплеетЧто
до нуля , ты просто свой велик не узнаешь ,он летит а не ползёт.
Но -10 -15 и ты снова черепаха. А в -35 это похоже на велотренажёр на максималках.
Но есть такие ребята как Омар де Феличе и Лоренцо Бароне , которые без проблем проезжают сотни километров по северам ,на Камчатке и в Якутске .
Наверное у них есть какой то секрет)