Найти в Дзене
Monster9000

Езда на велосипеде в мороз ,как заставить его ехать? Проигранная битва за накат и что надо знать о зимнем катании.

Статья про смазки , экипировку и лайвхаки.

С точки зрения обывателя - езда на на велосипеде в минусовые температуры , это что то между работой канатоходца в цирке и сапёра.

Люди несведущие думают что
зимой на велике безумно скользко ,травматично ну и просто холодно.
И что это
главные проблемы зимнего катания.

Но это не так. И не скользко , и не холодно
, проблема в другом ,и она очень серьёзная.

Но сначала про первые два аргумента против :

На самом деле любой кто зимой катался , знает ,что не так уж и скользко , и если быть осторожным и не ездить по совсем уж гладкому льду .
То даже на обычных не шипованных шинах ,можно проездить всю зиму и ни разу не упасть.

На шоссере я зимой тоже ездил , честном с максимально узкими сликами и надо сказать ехать можно ,если осторожно. В рыхлый снег узкие колёса аж вгрызаются под весом.
На Фетбайке зимой ездил ,держак впечатляет ,но крутить педали ещё тяжелее чем на мтб.
На шоссере я зимой тоже ездил , честном с максимально узкими сликами и надо сказать ехать можно ,если осторожно. В рыхлый снег узкие колёса аж вгрызаются под весом. На Фетбайке зимой ездил ,держак впечатляет ,но крутить педали ещё тяжелее чем на мтб.


Лёд редко бывает гладким,и если он хоть чуть чуть шершавый, то по нему вполне можно ехать ,а утоптанный снег и вовсе по сцеплению не уступает асфальту.
Реально пешком по скользким дорожкам больше шансов упасть,чем на велике, и я это вполне серьёзно говорю.
Хотя бы потому,что человек может упасть и влево и вправо ,вперёд и назад.
Велосипед же вперёд ,назад упасть не может в принципе, только вбок, поэтому риски снижены.
Ну и забудьте о переднем тормозе , чуть его пережмёшь ,заблокируешь переднее колесо и привет падение ,задний же можно жмякать сколько угодно, но лучше делать это плавно.

Про то что колейность и скользкие поперечные наклоны дороги это опасно ,думаю велосипедистам обьяснять не стоит, но если тротуар ровный плоский , то никаких проблем.

Разумеется зимой не стоит ездить по обочинам автомобильных дорог, да и по тротуарам безопасная скорость сильно ниже,чем летом . Тормозной путь длиннее и тд. Но ездить вполне можно ,и в какой то степени даже интересней,чем по асфальту.
Так как зимой дорога заставляет немного шевелить мозгами и лавировать между скользкими участками тротуара и тд.
И всё же наколенники будут не лишними.

Но если вам надо побыстрее доехать а не заниматься по фану преодолением перепятствий на минимальной скорости.
То шипованная передняя покрышка или фэт байк будет гораздо более подходящим вариантом чем обычный велик.

Всё таки тротуары и пешеходные зоны это одно . А вот внутридворовые проезды часто представляют собой очень злую автомобильную колею и огромные ледяные шишки скидывающие ваше переднее колесо с курса.

Такие препятствия ставят обычный велик в сложное положение. А фэтбайку они почти не страшны.

Есть правда одно но , это
рисунок протектора. и это очень важно

Когда я начинал кататься зимой ,я падал по несколько раз в неделю , после такого нехотя поверишь в рассказы про то что зимой надо дома сидеть.
Но оказалось причина в рисунке протектора.
Плоские большие ламели по середине пятна контакта ,да ещё и треугольной формы - это гарантия падений, и очень небезопасно.
Посмотрите на фото. и угадайте ,какая из покрышек тут самая опасная?

покрышка по середине будто создана для падений. плоские ,выступающие сектора по центру  ,без продольных бороздок. Бороздки удерживают от соскальзывания колеса с траектории вбок и отлично работают на шоссейном колесе справа.
Рисунок покрышки слева не идеален но держак меня устраивает.
Кроме того у колеса по центру треугольная форма ламелей  способствует скидыванию колеса с бордюра ,при попытке заехать на него по диагонали.
Эти покрышки просто кошмарные их рисунок создавали дизайнеры а не инженеры.
покрышка по середине будто создана для падений. плоские ,выступающие сектора по центру ,без продольных бороздок. Бороздки удерживают от соскальзывания колеса с траектории вбок и отлично работают на шоссейном колесе справа. Рисунок покрышки слева не идеален но держак меня устраивает. Кроме того у колеса по центру треугольная форма ламелей способствует скидыванию колеса с бордюра ,при попытке заехать на него по диагонали. Эти покрышки просто кошмарные их рисунок создавали дизайнеры а не инженеры.


Казалось бы та ,что по центру выглядит солидно,но плоские штуки по середине колеса делают её супер скользкой.
А колёса слева и справа прекрасно работают по любому льду , и да справа покрышка от Туриста, на нём тоже можно без проблем ездить зимой.
Хотя всё же лучше иметь колёса пошире , типа как слева.

Всё это касается переднего колеса, заднее вообще никакой роли почти не играет ,можно хоть на лысом.
Функция заднего колеса - чисто отталкиваться, а вот переднее должно держаться крепко,иначе падение.

Что касается
проблемы замерзания рук ,ног и всего остального, то она имеет место быть ,но велосипедист как и пешеход вполне может продержаться пару часов на морозе , главное нормально одеться, в одежду в несколько слоёв.

И очень выручает гидрокостюм , он уж поверьте нужен не только зимним или осенним водолазам .
Разумеется гидрик используется как базовая одежда ,а сверху уже куртки .кофты, джинсы.
Не надо в одном костюме водолаза в -30 ездить )

Неопреновый гидрокостюм очень здорово согревает зимой на улице ,и не даёт промокать под курткой , не позволяет ветру задувать в поясницу и тд.
Отличная вещь ,как и неопреновые гидроноски ,в которых можно хоть по снегу босиком ходить.

Те самые неопреновые гидроноски из вспененной резины, при -25 в них всё же можно замёрзнуть, но вот если в два слоя... Но тогда надо валенки одевать .чтобы оно туда влезло .
Те самые неопреновые гидроноски из вспененной резины, при -25 в них всё же можно замёрзнуть, но вот если в два слоя... Но тогда надо валенки одевать .чтобы оно туда влезло .

И в отличии от термобелья гидрокостюм не выпускает никакой пот наружу , поэтому сам ты конечно паришься ,за то шмотки поверх гидрика абсолютно сухие.
А пока они сухие , они греют.
Термобельё же отводит весь пот наружу , и куртки кофты будут мокрые. А это опасно.

На лицо надо одевать шарф , маску или манижку с высоким воротником , чтобы согревать лицо дыханием. Иначе поездка будет малоприятной, это наверное главное что придаёт комфорта и очень важно , ну и перчатки.

Однако первое что замерзает - пальцы на ногах , и даже тёплая обувь не особо спасает. Хотя войлочные стельки имеют большое значение.

Можно правда использовать стельки обогреватели на батарейках.

Не рекомендуется юзать ботинки с резиновой подошвой , но не в валенках же ездить.
да и педали лучше пластиковые чем металлические , они не так холодят.

Многих почему то в первую очередь волнует вопрос перчаток и но по моему это не проблема. А вот ноги мёрзнут это важнее.
Перчатки можно в два слоя или варежки где все пальцы друг друга греют.
Но до -25 хватает и одного слоя обычных тёплых перчаток.

Ну и есть момент про который обыватели не догадываются, это потливость .
Когда крутишь педали ты потеешь, и пока ты их крутишь ,тебе не так важен мороз,ты сам себя греешь испарениями .
Однако ты насквозь промокаешь под курткой ,и это неприятный момент зимнего катания . одежду можно буквально выжимать .

И пока ты педалишь ,тебе норм,но стоит остановится дольше чем на 5 минут ,ты мокрый ,промёрзнешь и тебе хана ,можно конкретно заболеть.

Поэтому зимой очень не хочется пробить колесо и топать пешком до дома ведь так можно и воспаление лёгких получить.

Итак зимой не особо скользко , да и проблемы с одеждой и промерзанием решаемы при желании.
Все эти проблемы остались в прошлом ,когда я купил гидрокостюм на и неопреновые гидроноски


И вот мы подошли к
проблеме, которую я считаю главным врагом зимних велосипедистов. Проблеме практически нерешаемой.

Это замерзание смазки во втулках ,когда колёса просто перестают нормально крутится. И даже арктическая смазка не поможет.

Первые годы зимних покатушек ,выезжая в -20 на полчаса я очень уставал .
И списывал это на то что отвык , форму потерял.
Но потом понял,что причина не в этом совсем ,а в смазке.

Тогда велик у меня был бушный, с солидолом во втулках , солидол или литол - это умеренно морозостойкая смазка .
Но во все новые велосипеды закладывают китайскую прозрачную смазку ,которая хорошо работает летом, но начинает густеть уже в +5 ,а в -10 превращает велик в недвижимость.

Я узнал об этом,когда поставил колёса с втулками на промподшипниках , летом они ехали лучше старых втулок ,но когда я поехал в -15 на них ,я не смог проехать и пары километров.
Нужно было прикладывать чудовищное усилие , словно у вас на буксире волочится 50кг мешок .
И мне реально было легче катить велосипед чем ехать на нём.
В другой раз в такой ситуации я провернул трешётку и расшатал шатуны на Старт Шоссе) там на клиньях и клин сьело.
Вот такое усилие надо чтобы хотя бы сдвинуть это всё с места.

И тут я начал бороться за накат. Хотя не сразу понял в чём причина и сначала пытался компенсировать это ужасное падение наката облегчением велосипеда, ставил кевларовые покрышки и тд , не помогло.

Обычная смазка,перестаёт нормально ехать после -15 ,после -20 уже невыносим
При нулевой температуре и при -10 разница в накате ну где то в два,три раза.
Обычная смазка,перестаёт нормально ехать после -15 ,после -20 уже невыносим При нулевой температуре и при -10 разница в накате ну где то в два,три раза.


Первый шаг в битве за накат - было возвращение к насыпным втулкам и напихивание в них литола24 разбавленного керосином.
Сам по себе литол или смазка шрус заметно хуже катит при минусе чем при плюсе , но критичной для него температурой является где то -15,-20 ,после которой накат уже становится совсем неприличным.
Разбавление керосином особо не помогло.

К следующей зиме я готовился как к бою .
Изучив тему закупил самые морозостойкие смазки , побеждавшие в различных сравнениях.

Ими оказались VMPauto Nord , Ravenol AGG2 , и ЦИАТИМ 221 , заявленная рабочая температура для них -60 градусов ,но надо понимать ,что на велосипеде надо это делить более чем на два, так как у Литола например написано до -40 ,а на деле после -20 проще уже пешком ходить.


Вот и с данными арктическими смазками получилось так же.
Они достаточно редкие , кроме Норда остальные пришлось заказывать почтой.
Равенол при этом ещё и дорогущий, Циатим тоже не дешёвый, так как не продаётся в мелкой таре.
А Норд самый доступный.

Так вот в ту зиму я испытал их все ,закладывал в промподшипники во втулках и в насыпные втулки ,
и оказалось что все они примерно одинаковые по свойствам.
обеспечивают удовлетворительный накат до -25 , дальше уже не едут до состояния недвижимости.

Но обидно что всё равно разница в накате (по чистому асфальту ,без ветра) при 0 градусов и -10 даже на арктических смазка ну раза в два. Поэтому зимой ездить вообще не интересно и ничего с этим не сделать.

Циатим кстати советская разработка для полярной авиации.
при этом недорогой Норд ничем не хуже своих оппонентов.

Но результат меня не удовлетворил ,я мечтал о накате ,чтобы как летом)
Ведь езда на велосипеде в -30 больше напоминала езду на весельной лодке , против моторной летом.
Ехать можно не быстрее 10кмч

Любая смазка густеет при минусе, для наглядности просто оставьте бутылку растительного масла на балконе зимой , оно превратится в густое желе.
То же и с смазками, некоторые вообще густеют до состояния камня, какой уж тут накат.
И что не заметит мощный мотор , то велосипедист почувствует явственно.
Так есть ли смазка,которая вообще не боится мороза? Да есть и она такая одна в мире... Графитовая.
этот порошок используют даже в космосе при абсолютном минусе
Но в магазинах графитка это как правило тёртый в пыль грифель карандаша ,но смешанный с обычной смазкой типа Литол. Поэтому не морозостойкий. Литол с добавлением графита ,не более того

Я же просто изготовил графитовый порошёк растиранием грифеля и от отчаяния сыпанул его в промподшипники.

Результат.... никакой) Стало даже хуже наверное.

Потом я уже начал делать странные вещи , типа пробовал ездить на промах
вообще без смазки.
Ведь главная опасность не то что шарики оквадратятся, а перегрев подшипника и что его поведёт.
Но когда на улице -25 ,то вряд ли он хоть сколько нибудь нагреется.

Поездил ,результат нет.

И я убил промподшипники) промывание не помогло они уже не едут. Пришлось переходить на насыпные втулки. А идея с графитом оказалась провальной.
Потом я узнал что бывают подшипники не требующие смазки вообще ,их называют керамическими или гибридными,когда из керамики только вставка кольцо.
Шарики там тоже керамические.
Купил такие в Китае , стоят по 2к за пару и ... результат не заметил) Хотя может он и был.

гибридный керамический промподшипник
гибридный керамический промподшипник


И хоть они керамические ,но смазка туда всё же натолкана обычная китайская,вымывал её керосином насколько это возможно.
Но накат в мороз не обрёл

Вообще это штука субьективная,нет прибора замеряющего крутящий момент и накат , всё по памяти и на глазок.
Зимой может в принципе казаться что едешь медленно ,да и утоптанный снег это как правило что то слегка портящее накат ,вязкое или тряское.

Но всё же достаточно проехать из тепла минут 5 по морозу как велосипед прямо под тобой из скакуна превращается в черепаху , не заметить это невозможно. Даже если в него уже забит Циатим 201, 221 или что то подобное.
В то что Циатим 221F чем то лучше обычного ,не особо верю ,но не проверял.
Но получается что это лучшее что существует в природе ,просто велику это всё равно не поможет побороть дубак.
Что делать? грелки на втулки прицеплять?)

не понимаю как некоторые спортсмены зимой катают и не жалуются.

Есть конечно момент что даже на замёрзшей смазке можно ехать 5-10кмч без особого напряга ,так уж но устроено ,но чем быстрее едешь тем сильнее она будет упираться. А ездить как черепаха не хочется.

Узкие у вас шины или широкие - тоже не имеет значения.
В общем я в печали ,и вижу выход только в электробайке или электросамокате.
Но там есть много своих проблем,как цена в десятки тысяч рублей.
Страх оставить на парковке перед магазином,что упрут батарею которая стоит 20к.
Батареи боятся мороза ,хотя Lifepo4 это касается в меньшей степени , а LTO спокойно переносят мороз до -35

Электричка , ей арктическая смазка тоже не помешает .
Электричка , ей арктическая смазка тоже не помешает .


Батарея и мотор это лишний вес 7-12кг , это мой страх пожара и недоверие к современной электротехнике. И тд и тп,
Но похоже это единственный способ передвигаться зимой в - 25,-40 по тротуарам на двух колёсах.
Либо изобретать втулки с электроподогревом) Обливать каждые 10 минут втулку бензом и поджигать))

У меня нет необходимости иметь в мороз такой же накат и скорость как летом ,просто я из интереса попытался ,и ничего не вышло. Видимо эта проблема неразрешима.

И когда зимой теплеетЧто

до нуля , ты просто свой велик не узнаешь ,он летит а не ползёт.
Но -10 -15 и ты снова черепаха. А в -35 это похоже на велотренажёр на максималках.

Но есть такие ребята как Омар де Феличе и Лоренцо Бароне , которые без проблем проезжают сотни километров по северам ,на Камчатке и в Якутске .
Наверное у них есть какой то секрет)