СПОСОБ 0. Формируем себе ограничения
Это пункт номер ноль, потому что без него невозможно
Вот что пишет об этом в своём Ководстве Артмеий Лебедев.
Без ограничений не бывает творчества. Самые лучшие образцы дизайна появлялись в результате самых жестких требований. [...]
Дизайнер, получивший задание со множеством ограничений, сделает хорошую работу, а дизайнер, которого попросят сделать «самое лучшее что-нибудь», не сделает ничего.
Например, ты делаешь телеграм канал про заработок. И у тебя небольшой затуп. Про что тут писать? Да много про что. Чтобы заработать, надо работать — вот главный секрет. Но вряд ли кому-то будет интересно читать такое.
Но попробуй ограничить себя. Писать не для всех жителей планеты, а только для определенной категории. Для жителей Москвы, Питера или Екатеринбурга. Для домохозяек. Для школьников.
Как заработать школьнику. Как заработать школьнику зимой. Как заработать школьнику онлайн.
Попробуй создавать ограничения даже искусственно. Ты сознательно поставишь себя в более сложную ситуацию и тебе придется включать свое творческое мышление, чтобы выпутаться из этой ситуации.
Попробуй писать текст, в котором слова в предложениях будут начинаться только с разных букв.
Так делал Довлатов.
Попробуй написать пост из одного слова. Почему нет? Вот статья в Тинькофф Журнале. Она называется “Как заработать на квартиру в пределах Мкада. Имея зарплату 100—200 тысяч рублей и не имея другого имущества”.
Статья состоит всего из одного слова «Никак».
А между прочим, у нее почти 900 000 просмотров
СПОСОБ 1. Смотри на других и и утаскивай к себе лучшее
Вот что пишет Остин Клеон в своей книге “Кради как художник”.
Как художник смотрит на мир?
Он решает, стоит ли украсть что-то, а потом переключается на следующую вещь. Глядя на мир таким образом, перестаешь гадать, что хорошо, а что плохо. Существует только то, что достойно или же, наоборот, недостойно быть заимствованным.
Как это правильно делать. Тебе нужно попробовать полностью украсть чужую идею. Разумеется, у тебя ничего не получится. И в этом случае нужно будет адаптировать эту идею под себя, следуя тому же ходу мысли.
В результате ты получишь абсолютно новый креативный продукт.
Разберём на конкретном примере. Скажем, нам нужно придумать рекламу бананов.
Мы берем и открываем чужие работы. Я, например, открываю Пинтерест, доску про рекламу.
Начинаем листать… листать…
Вот, например, натыкаемся на такое. Какая-то клавиатура в виде гранаты.
Мы можем сделать такой же банан? Да, но получится какая-то хрень. И вообще непонятно что. Лимонки круглой формы.
Но как мы можем адаптировать эту идею? Банан-граната… Банан взрывается… Взрывной вкус банана.
Чушь какая-то!
Но тема оружия… Банан - оружие. Кинуть банан как бумеранг? Ок, но пока непонятно, как это развить.
Зато банан действительно используют в качестве оружия, ведь на нем можно поскользнуться!
Итак. Кожура от банана в виде оружия. Это можно развить это в какую забавную ситуацию.
Партизан отстреливается от врагов.
У него заканчиваются патроны.
Стрелять нечем и только в кармане есть банан.
Он съедает его. А кожуру бросает в противника.
Противник поскальзывается на ней.
Партизан победил!
Слоган.
Банан! Смертельное оружие вкуса!
Продолжаем по этому же принципу, пока не придумаем что-то адекватное!
Способ 2. Штурмим ассоциации
Работаем с ассоциациями.
Этот подход поможет создать нечто более адекватное. Мы поработаем с ассоциациями.
Можешь заняться и составить карту ассоциаций самостоятельно. Но если ты так же ленив как и я, то воспользуйся сайтом sociation точка org.
В поиске вбиваем слово “банан”. Он выдает нам ассоциации первого порядка.
Кстати, не очень политкорректные, если честно.
Но мы ищем дальше. Идем глубже в ассоциации, щелкаем на обезьяну. И вот открываем такие.
Здесь меня заинтересовало слово эволюция. То есть ассоциативный ряд банан-обезьяна-эволюция.
Давай подумаем, как это можно обыграть.
Мне вспоминается фильм Космическая Одиссея 2001. Там эволюцию показали буквально за пару секунд.
Если помнишь фильм, там обезьяна бросала в воздух палку. В целом, она похожа на банан...
А что, давай попробуем сделать такое же. Кароч. Под музыку Вагнера обезьяна подбрасывает банан высоко в небо.
Слоган: Через тернии к бананам!
СПОСОБ 3. Генерируем вслепую
В интернете есть несколько сервисов для генерации идей. Лично мне они не слишком нравятся. Но можешь попробовать — вдруг тебе зайдёт. Например, idea2 точка ru.
Вбиваем слово — ну в нашем случае слово “банан”. Жмём “Хочу идею”. И сервис выдает просто какие-то рандомные слова. Нам нужно постараться придумать связь между этими словами. И вроде как может получиться что-то интересное.
Тэк. Что вот тут у нас есть… Сюжет.. муравей… купол.... уф-уф-уф. Короче, что-то непонятно. Нажмём еще раз.
Камин...
Допустим Шерлок Холмс… Сидит у камина. У курит вместо трубки банан….
Ладно. Что тут ещё...
Ви Ар… Банан в виртуальной реальности. Например, далекое будущее. Бананов совсем не осталось. И все идут в виртуальную реальность, чтобы посмотреть на них. В таком киберпанке, знаете ли.
Ладно, смотрим дальше. Палочка. Прототип. Инструкция.
Ну то есть, представьте, если бы бананы продавались с инструкциями.
- Взять банан.
- Очистить.
- Съесть.
- Готово. Вы великолепны!
СПОСОБ 4. Задавай правильные вопросы
Их придумали в агентстве BBDO. У этих ребят куча наград за их креативные работы. Так что, уверен, эти вопросы помогут запустить генерацию идей.
Всего вопросов 35. Но я сократил. Выбрал только самые — на мой взгляд — интересные.
- 1. Как на продукт посмотрит шестилетний ребенок? То есть, кто никогда не видел его в жизни. И не понимает, как им пользоваться.
- Что изменится после использования продукта? Человек будет сыт. Или у него появится банановое настроение...
- Как это продать другу? Дружище, у тебя явно не хватает витамина B6! Поэтому купи банан!
- Что было бы, если бы продукта не было? Миллионы нераскаянных мартышек охотились бы на тигров и львов.
- Что получится, если поставить всё с ног на голову? Банан ест человека… Жуть какая.
- Есть ли тут история, которую будут рассказывать друзьям?
- Как довести пользу продукта до максимума, до абсурда? В дождливом Питере теперь обитают только накаченные красавцы и красотки, сидящие на банановой диете.
- Какой знаменитый чувак может ассоциироваться с продуктом?
- Как перемещение в прошлое или будущее может изменить восприятие продукта?
- Как можно использовать произведения искусства?
Например, вот так…
Как видишь, не на все эти вопросы можно дать ответы. Но они помогают запустить креативное мышление, начать думать над неожиданным восприятием. И, возможно, придумать что-то крутое в конце.
СПОСОБ 5. Неочевидный связи
Собираем вот такую табличку.
Столбы в ней будут следующие:
- Эпитеты или эмоции, которые вызывает продукт
- Ассоциации с продуктом
- Потребители
- Места где используется.
И начинаем сочинять. Опять для наших бананов.
Только таблица должна быть намного больше. По началу придется собирать таблички из десятков слов, но со временем научишься отличать продуктивные ассоциации от ненужных.
И просто берем и соединяем ассоциации.
Маленький - Сытость - Мартышки - Работа.
И вот у нас же картинка. Как обезьянка утром приходит к себе в офис. Ее сразу же заваливают делами.
А она им — подождите! Я ещё не съела свой утренний банан.