Президент России Владимир Путин подвергся резкой критике со стороны многих союзников Соединенных Штатов, но не впечатлен прибытием многих европейских лидеров в Москву в рамках неприкрытой стратегии непоследовательных дипломатических маневров.
Американцы употребляют сленговое выражение «lockstep», вспоминая характерную черту своих тюрем 19 века, когда заключенным приходилось шаркать из-за цепи, связывавшей их ноги. Но президент США Джо Байден использовал эту мощную образную метафору, чтобы показать в понедельник, что его страна и Германия объединились в борьбе с любой российской агрессией на Украине.
«Германия - один из ближайших союзников Америки», - сказал он, добавив, что обе страны «работают в тесном контакте», чтобы противостоять предполагаемой российской агрессии. Байден говорил перед своей двусторонней встречей с новым канцлером Германии Олафом Шольцем в Белом доме. Для России «lockstep» - это ужасающая метафора 20-го века, восходящая к нацистской Германии. Не обращая внимания на уничижительный тон, Байден небрежно бросил его, чтобы показать немецко-американскую солидарность и дисциплину.
Шольц просто ответил: - «Я с нетерпением жду начала тесного сотрудничества с вами». Он сказал, что США являются одним из «ближайших союзников» Германии. Многое было сделано из-за нежелания Шольца упомянуть проект Nord Steam 2 на этой совместной с Байденом пресс-конференции. Но действительно ли это имело значение? Байден высказался твердо заявив, что вопрос трубопровода не должен мешать связям с Германией.
Действительно, Байден, который почти полвека был ведущей фигурой в американской внешней политике, признает деликатность, с которой сталкивается Шольц в связи с этим проектом. Он также знает, что Шольц новичок в своей работе и не сможет объединить трансатлантический альянс в ответ на действия России, как это сделала бы его предшественница Ангела Меркель. В целом у Байдена есть основания быть довольным крепкими отношениями между США и их европейскими союзниками, несмотря на очевидные разногласия по некоторым аспектам реакции на Россию. По сути, альянс согласен с тем, что российская военная интервенция на Украине не может остаться бесконтрольной.
Вашингтон также не теряет сна из-за переговоров с Россией под руководством Франции и рассматривает усилия президента Эммануэля Макрона по взаимодействию с Кремлем как способ усилить Францию - и, следовательно, самого себя - как более влиятельного игрока, чем Байден или Борис Джонсон. Макрону осталось всего два месяца до президентских выборов, на которых он баллотируется на второй срок. После визита в Москву Макрон во вторник отправился в Киев. Он сказал журналистам, что «следующие несколько дней будут решающими и потребуют интенсивных обсуждений, которые мы будем проводить вместе».
Но Москва не может не думать о том, что, когда фишки пойдут наперекосяк, союзники Соединенных Штатов неизбежно выстроятся в очередь за Байденом, как свидетельствует история. Неизвестно как союзники могут отреагировать, если российская интервенция не будет масштабной военной операцией и ограничится, скажем, операцией, ограниченной Донбассом на Украине. Это, вероятно, объясняет, почему Шольц не сделал публичных заявлений о будущем Nord Steam 2. Американская новостная сеть CNN предположила, что Шольц достиг какого-то понимания с Байденом. Дело в том, что экономика Германии тесно связана с российской, и отказ от Nord Steam 2 может сильно ударить как по ней, так и по политическому положению Шольца.
В такой-то момент в арсенал Вашингтона также входило сбить с толку Москву, играя в «хорошего полицейского, плохого полицейского». Так называемая Берлинская декларация Веймарского треугольника между Германией, Францией и Польшей во вторник призвала Россию «деэскалировать ситуацию на границе с Украиной и начать содержательный диалог о безопасности на европейском континенте». В ней говорилось: - «Франция, Польша и Германия выражают готовность к конструктивному участию в содержательных и ориентированных на результат дискуссиях по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес».
Тем не менее, было добавлено: - «В соответствии с двуединым подходом Североатлантического союза лидеры согласились с тем, что Североатлантическому союзу необходимо постоянно держать в поле зрения свои возможности сдерживания и обороны и быть готовым при необходимости адаптироваться к дальнейшему ухудшению обстановки в области безопасности, в том числе в рамках расширенного передового присутствия НАТО».
Внезапное появление умирающего Веймарского треугольника может только подтвердить подозрения Москвы в том, что Вашингтон играет в игры. В то время как Германия и Франция до сих пор придерживались более дипломатического подхода к России и постоянно подчеркивали необходимость возобновления диалога с Москвой, Польша заняла более жесткую позицию. Трехсторонний формат - неуклюжая попытка перекалибровать подход Европы к Кремлю. Ясно, что за Россией ухаживают самые разные круги на Западе, в разных вариантах и сочетаниях. Министр иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс приземлилась в Москве в четверг, а Шольц должен прибыть в следующий вторник. Но по основным вопросам как таковым, а именно откату Организации Североатлантического договора и требованиям безопасности России, движения нет.
На самом деле ни одна из этих стран - Великобритания, Франция, Германия или Польша - не имеет права даже вести переговоры с Россией по ключевым вопросам. В лучшем случае они могут предоставить России «маршрут отхода» для «деэскалации» путем вывода войск далеко от границы с Украиной без потери лица. Разочарование в Москве нарастает. Во вторник МИД России обрушился с критикой на Германию, назвав ее «оккупированным государством», где американские дипломаты «отдают приказы немецким чиновникам» и «поддерживают 30 000 американских ботинок на земле».
Пресс-секретарь МИД Мария Захарова намекнула, что Шольц уступил давлению США. Она сказала: - «Германии нужен этот газ не потому, что они любят Россию или хотят нам угодить - он им просто нужен, это то, что питает их экономику, это ресурс, от которого зависит их промышленное развитие, это то, что им нужно для жизни». Захарова сокрушалась, что не только с Германией, но и с остальной Европой то же самое. «Ни о каких суверенных интересах речи уже давно не идет», как она выразилась.
Время этого взрыва не может быть случайным. Конечно, это намеренно рассеяло «хорошее самочувствие», висевшее в воздухе после визита Макрона. Россию не впечатлило то, что европейские лидеры мчатся в Москву. Она видит стратегию, позволяющую измотать ее в несущественных дипломатических махинациях. И это при том, что НАТО существенно наращивает свои силы у границ России и продолжает развивать военную инфраструктуру на сопредельных территориях. Российско-украинские отношения также ухудшаются, поскольку обе стороны концентрируют большое количество военнослужащих и техники вдоль своих границ.
М.К. Бхадракумар, бывший индийский дипломат. Статья подготовлена в сотрудничестве с Indian Punchline и Globetrotter и предоставлена Asia Times.