Найти тему
Scale 56

F4F "Вайлдкэт" часть третья.

Боевое применение.

Являясь основным истребителем ВМС США и морской пехоты на момент вступления США в войну, F4F принимал активное участие во всех сражениях с японцами на Тихом океане вплоть до середины 1943 г. Истребители "Вайлдкэт" обороняли Гуам и Уэйк, эскортировали бомбардировщики и торпедоносцы во время авианосных рейдов начала 1942 г., прикрывали авианосцы "Лексингтон" и "Йорктаун" в сражениях в Коралловом море в мае 1942 г. В сражении при Мидуэе они были щитом американской эскадры. В ходе боевых операций США против Японии на острове Гуадалканал, "Вайлдкэты" авиации морской пехоты, наряду с пикировщиками "Донтлесс", выполняли задачи легкого бомбардировщика, штурмовика и самолета поддержки наземных войск. Последними операциями, в которых "Вайлдкэты" использовались в качестве основного флотского истребителя стали захват Рабаула и Бугенвиля, а также наступление на Соломоновы острова в мае-июле 1943 г.

Однако, впервые в реальных боевых действиях "Вайлдкэты", а точнее - "Мартлеты" Мк.1, приняли участие в Англии в конце 1940 г., защищая военно-морские базы от налетов Люфтваффе. Они не добились громких успехов, во всяком случае, по сравнению со "Спитфайрами" и "Харрикейнами". Судя по тому факту, что после нескольких отражений налетов на базы, в частности в Портсмуте и Росайте, немцы переключились на удары по другим объектам, "Мартлеты" справились с задачей объектового ПВО. Тем более, что по сравнению с теми же "Харрикейнами", они смотрелись весьма неплохо. Высокая скорость и скороподъёмность в сочетании с мощным и эффективным вооружением, были по достоинству оценены пилотами RAF.

Мартлет Мк-1 1942 год.
Мартлет Мк-1 1942 год.

На самолетах было сохранено все посадочное оборудование для использования с авианосцев, и поэтому, по окончании битвы за Англию, часть из них перелетела на авианосцы, а часть до конца службы оставалась в системе объектовой ПВО.

"Мартлет" на палубе авианосца "Формидэйбл"
"Мартлет" на палубе авианосца "Формидэйбл"

На тихоокеанском же ТВД, "Вайлдкэт", мягко говоря, не блистал.

Опытному летчику на самолете "Зеро" А6М2 и, тем более на А6М3, ничего не стоило в маневренном воздушном бою зайти "Вайлдкэту" в хвост. По скорости японские истребители держали с ним паритет, а по скороподъемности немного отставали.

Японские военные весьма нелестно отзывались о "Вайлдкэте", называя его "Бутылкой из-под сакэ" за фюзеляж конической формы. Адмирал Тюити Нагумо даже как-то сравнил его с престарелым ожиревшим борцом сумо.

 F4F-3 авианосца "Рейнджер" готовится к взлёту
F4F-3 авианосца "Рейнджер" готовится к взлёту

Достоинства "Вайлдкэта" начинали сказываться, в основном, когда неприятель открывал огонь. Ведь первый серийный "Зеро" имел вооружение из двух пулеметов винтовочного калибра и двух 20-мм пушек с магазинным питанием, боекомплект которых составлял всего по 60 снарядов на ствол. Вынужденные экономить пушечные снаряды, японцы старались вести бой в основном с помощью пулеметов. А уж от их огня груммановский самолет был неплохо защищен! Конструкция планера была выполнена по неавиационным нормам прочности, летчик был защищен броней, а протектированные баки располагались весьма компактно. Кроме того, двигатель "Дабл Уосп" имел очень высокую живучесть, он продолжал тянуть даже при разрыве или отстреле одного - двух цилиндров.

Пилот "Вайлдкэта" в бою против "Зеро" старался использовать хорошие разгонные характеристики своего самолета на пикировании, а также некоторое превосходство в скороподъемности. Например, набрав скорость в пологом пикировании, он мог сделать энергичный иммельман и атаковать японский самолет в лоб. Этот манёвр давал шанс на победу, учитывая такое достоинство "Вайлдкэта", как его вооружение, имея достаточную мощность, кучность и скорострельность, чтобы уничтожить "Зеро" полусекундным залпом.

Кроме высокой живучести, F4F имел еще одно достоинство - при вынужденной посадке на воду он мог сохранять плавучесть в течение пяти - десяти минут, что позволяло летчику без особых проблем перебраться в резиновую самонадуваемую спасательную лодку, входившую в возимый запас любого американского самолета, действовавшего на Тихом океане.

Соотношение сбитых и потерянных в боевых условиях самолетов было в пользу "Уайлдкэта" и составляло 5,1 к 1 в пользу груммановского самолета.

После поступления на авианосцы нового истребителя Грумман F6F "Хеллкэт", устаревшие "Вайлдкэты" были переведены в объектовое и островное ПВО, на конвойные авианосцы или в резерв. Небольшие "конвойники" США и Англии, строившиеся в массовом порядке на американских верфях, брали на борт от 5 до 25 "Вайлдкэтов" вместе с самолетами других типов. Обнаружив лодку в надводном положении или под перископом, F4F атаковал ее мелкими бомбами и обстреливал из пулеметов. Борьба с подводными лодками стала значительно эффективнее после появления модификации FM-2, вооруженной НАР HVAR, и оснащения некоторых английских "Мартлетов" счетверенными направляющими для английских неуправляемых ракет.

Fm-2 во время патрулирования
Fm-2 во время патрулирования

Кроме операций против подводных лодок, "Вайлдкэты" приняли участие в поддержке десантов на Средиземном море и на Мадагаскаре, а также в высадке союзников в Нормандии - операции "Оверлорд". Многие самолеты этого типа пережили войну, некоторые из них сохранились в летнопригодном состоянии в авиамузеях и в частном владении до настоящего времени.

А в качестве десерта, несколько фото моей модели F4F-4, выполненной в масштабе 1:48.

Приятного просмотра!

-6

-7

-8

-9

-10

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на канал!