Боевое применение.
Являясь основным истребителем ВМС США и морской пехоты на момент вступления США в войну, F4F принимал активное участие во всех сражениях с японцами на Тихом океане вплоть до середины 1943 г. Истребители "Вайлдкэт" обороняли Гуам и Уэйк, эскортировали бомбардировщики и торпедоносцы во время авианосных рейдов начала 1942 г., прикрывали авианосцы "Лексингтон" и "Йорктаун" в сражениях в Коралловом море в мае 1942 г. В сражении при Мидуэе они были щитом американской эскадры. В ходе боевых операций США против Японии на острове Гуадалканал, "Вайлдкэты" авиации морской пехоты, наряду с пикировщиками "Донтлесс", выполняли задачи легкого бомбардировщика, штурмовика и самолета поддержки наземных войск. Последними операциями, в которых "Вайлдкэты" использовались в качестве основного флотского истребителя стали захват Рабаула и Бугенвиля, а также наступление на Соломоновы острова в мае-июле 1943 г.
Однако, впервые в реальных боевых действиях "Вайлдкэты", а точнее - "Мартлеты" Мк.1, приняли участие в Англии в конце 1940 г., защищая военно-морские базы от налетов Люфтваффе. Они не добились громких успехов, во всяком случае, по сравнению со "Спитфайрами" и "Харрикейнами". Судя по тому факту, что после нескольких отражений налетов на базы, в частности в Портсмуте и Росайте, немцы переключились на удары по другим объектам, "Мартлеты" справились с задачей объектового ПВО. Тем более, что по сравнению с теми же "Харрикейнами", они смотрелись весьма неплохо. Высокая скорость и скороподъёмность в сочетании с мощным и эффективным вооружением, были по достоинству оценены пилотами RAF.
На самолетах было сохранено все посадочное оборудование для использования с авианосцев, и поэтому, по окончании битвы за Англию, часть из них перелетела на авианосцы, а часть до конца службы оставалась в системе объектовой ПВО.
На тихоокеанском же ТВД, "Вайлдкэт", мягко говоря, не блистал.
Опытному летчику на самолете "Зеро" А6М2 и, тем более на А6М3, ничего не стоило в маневренном воздушном бою зайти "Вайлдкэту" в хвост. По скорости японские истребители держали с ним паритет, а по скороподъемности немного отставали.
Японские военные весьма нелестно отзывались о "Вайлдкэте", называя его "Бутылкой из-под сакэ" за фюзеляж конической формы. Адмирал Тюити Нагумо даже как-то сравнил его с престарелым ожиревшим борцом сумо.
Достоинства "Вайлдкэта" начинали сказываться, в основном, когда неприятель открывал огонь. Ведь первый серийный "Зеро" имел вооружение из двух пулеметов винтовочного калибра и двух 20-мм пушек с магазинным питанием, боекомплект которых составлял всего по 60 снарядов на ствол. Вынужденные экономить пушечные снаряды, японцы старались вести бой в основном с помощью пулеметов. А уж от их огня груммановский самолет был неплохо защищен! Конструкция планера была выполнена по неавиационным нормам прочности, летчик был защищен броней, а протектированные баки располагались весьма компактно. Кроме того, двигатель "Дабл Уосп" имел очень высокую живучесть, он продолжал тянуть даже при разрыве или отстреле одного - двух цилиндров.
Пилот "Вайлдкэта" в бою против "Зеро" старался использовать хорошие разгонные характеристики своего самолета на пикировании, а также некоторое превосходство в скороподъемности. Например, набрав скорость в пологом пикировании, он мог сделать энергичный иммельман и атаковать японский самолет в лоб. Этот манёвр давал шанс на победу, учитывая такое достоинство "Вайлдкэта", как его вооружение, имея достаточную мощность, кучность и скорострельность, чтобы уничтожить "Зеро" полусекундным залпом.
Кроме высокой живучести, F4F имел еще одно достоинство - при вынужденной посадке на воду он мог сохранять плавучесть в течение пяти - десяти минут, что позволяло летчику без особых проблем перебраться в резиновую самонадуваемую спасательную лодку, входившую в возимый запас любого американского самолета, действовавшего на Тихом океане.
Соотношение сбитых и потерянных в боевых условиях самолетов было в пользу "Уайлдкэта" и составляло 5,1 к 1 в пользу груммановского самолета.
После поступления на авианосцы нового истребителя Грумман F6F "Хеллкэт", устаревшие "Вайлдкэты" были переведены в объектовое и островное ПВО, на конвойные авианосцы или в резерв. Небольшие "конвойники" США и Англии, строившиеся в массовом порядке на американских верфях, брали на борт от 5 до 25 "Вайлдкэтов" вместе с самолетами других типов. Обнаружив лодку в надводном положении или под перископом, F4F атаковал ее мелкими бомбами и обстреливал из пулеметов. Борьба с подводными лодками стала значительно эффективнее после появления модификации FM-2, вооруженной НАР HVAR, и оснащения некоторых английских "Мартлетов" счетверенными направляющими для английских неуправляемых ракет.
Кроме операций против подводных лодок, "Вайлдкэты" приняли участие в поддержке десантов на Средиземном море и на Мадагаскаре, а также в высадке союзников в Нормандии - операции "Оверлорд". Многие самолеты этого типа пережили войну, некоторые из них сохранились в летнопригодном состоянии в авиамузеях и в частном владении до настоящего времени.
А в качестве десерта, несколько фото моей модели F4F-4, выполненной в масштабе 1:48.
Приятного просмотра!
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал!