Если внимательно посмотреть на современные танки, то все из них являются модификациями более ранних версий, выпущенных в лучшем случае в 90-х годах. Т-72 и Т-64 не исключение, однако от второй машины СССР отказался ещё в 1987 году. Причины есть, но их разъяснения отставим на потом. Сейчас интересен другой момент – в чём Т-72 уступает украинскому аналогу?
Главные отличия
Т-72 создавался как упрощённая версия Т-64, рассчитанная на массовое производство мощностями завода №183, известного сейчас как Уралвагонзавод. УВЗ едва ли не самая главная военнотехническая корпорация России, но у некоторых знатоков и аналитиков есть ряд вопросов к бронетехнике.
Отличный пример очень дешёвой, но не самой лучшей модернизации – Т-72Б3 вплоть до 2013 года. Мало того, что это был тот же Т-72Б образца 1989 года, так он ещё и презентовался как один из самых современных. С одной стороны, представители УВЗ не соврали, но с другой, Т-72Б3 образца 2013 года не был конкурентом актуальных западных образцов. Справедливости ради, в 2016 году ситуация значительно улучшилась с появлением Т-72Б3М. Он получил ДЗ «Контакт-5» с элементами «Реликт», новую бортовую динамическую защиту, лучшую защиту во лбу башни, пассивный прибор ночного видения с улучшенной СУО в комплексе.
Нечто похожее было и на Украине. ХБТРЗ работал над улучшенными Т-80 с индексов Т-84, но машина не получила широкого распространения. Модернизация Т-64Б до версии БМ «Булат» оказалась менее удачной по характеристикам, но более удачной в целом. Однако, война на Донбассе обнажила ряд проблем самых лучших к тому времени танков Украинской армии. В 2017 году появилась модернизация Т-64БВ образца 2017 года.
На первый взгляд, обновлённый Т-64 не конкурент новейшему Т-72, но это не так… Главное в Т-64БВ 2017 года СУО, которое так же получило пассивный прибор ночного видения, а защиту усилили «Ножом» в навесном варианте. Мобильность Т-64БВ уступает Т-72Б3М, но стоит ли на неё надеяться в условиях пересечённой местности?
Что в Т-64 лучше?
Наверняка танкисты, прошедшие тот или иной конфликт поймут важность это мелкой, на первый взгляд детали. ЗПУ (Закрытая Пулемётная Установка) – командирская башенка с прицелом для крупнокалиберного зенитного пулемёта. С его помощью, экипаж защищается не от авиации, а от пехоты противника. В конце концов, на танк с голыми руками никто не идёт. У пехоты, как минимум будут автоматы, возможно пулемёты, но куда страшнее для экипажа ОБТ – ручной противотанковый гранатомёт.
Вряд ли вы захотите вылезти из танка, подставляясь под пули и осколки, наводя тяжёлый пулемёт на противника. По этой причине экипажи часто теряли командиров машин. И это ещё нет речи о потере машины в целом после ранее описанных событий. В Т-64 точность ведения пулемётного огня может быть ниже, но при этом, командир не рискует получить пулю.
Примечателен и тот факт, что ЗПУ на Т-64 полностью механическая и не зависит от электронных компонентов, генераторов. Другой момент – наличие большого количества танков Т-80 различных модификаций на территории России. Их командирские башенки тоже имеют ЗПУ, но по каким-то причинам, её так и не реализовали на Т-72. Даже если переходить на ЗПУ с сервоприводом, подобно модулю «Охотник» (он используется на Т-90М и Т-72Б1 «Белый орёл»), то реализация будет сложнее, но от этого не менее эффективной. Однако это тема для другого материала…