В середине восьмидесятых годов прошлого века имя очаровательной девочки-вундеркинда Полины Осетинской было известно многим в Советском Союзе.
Уже в 6 лет Полине восторженно аплодировала публика. Одни говорили, что научил виртуозно играть её отец, хотя другие считали, что отец просто сделал из неё «дрессированную обезьяну».
Да уж, отец юной пианистки – личность довольно неприятная и одиозная. Кто же это? Что из себя представляет? Олег Осетинский – автор сценария известного фильма «Звезда пленительного счастья» и мини-сериала «Михайло Ломоносов». Называл себя вдохновителем рок-групп «Аквариум» и «Зоопарк».
Это всё из положительных характеристик. А дальше: был 7 раз женат официально и имел кучу гражданских браков. У него энное количество детей от разных женщин. Мама Полины в жизни Олега Осетинского существовала недолго, она была у него десятой или пятнадцатой по счёту – никто не знает точно.
Родители Полины Осетинской не были женаты. Отцу удалось каким-то образом отобрать дочь у матери, выставить мать за дверь, чтобы реализовывать свои амбиции несостоявшегося музыканта именно в Полине.
В школе его ударили крышкой парты по руке, поэтому стать пианистом ему было не суждено, и он решил сделать виртуоза из дочки. Она занималась музыкой под его строгим контролем по 16 часов каждый день.
Без выходных, без отдыха. Детства у девочки практически не было. Зато у изобретательного отца была собственная методика воспитания и обучения – «дубль-стресс» - чередование умственных и физических нагрузок.
На завтрак ребёнок получал 20 таблеток аскорбиновой кислоты и стакан разведённого в воде яблочного уксуса. Папа страшно боялся, что дочка растолстеет и станет непрезентабельной. Иногда он баловал её – давал маленький кусочек сыра и ложечку мёда. Чувство голода не отпускало Полину, и ей иногда приходилось воровать еду из собачьей миски.
В школе девочка падала в голодные обмороки, но это никого особенно не тревожило. В дополнение отец ставил ограничения на время еды: ровно две минуты.
Но она почему-то верила в то, что папа всё делает правильно. Ведь она стала знаменитой. Ей рукоплещут большие залы. На сцене она заученно улыбалась. Села за рояль – и сразу улыбка, что бы ни играла.
«Я действительно хорошо играю, когда стараюсь, или мне папа даст хорошего пинка перед выходом на сцену».
За ошибки отец наказывал жестоко. Мог избить её. Пыталась убежать к пожилой родственнице, но всё напрасно. Осетинский был страшным человеком.
Все подробности своей жизни она описала в автобиографической книге «Прощай, грусть», которая была опубликована в 2006 году. Эта история о том, как отец решил сделать из дочери гения-самородка, чей дар будет совершенствоваться жёсткой дисциплиной, изнуряющими упражнениями и издевательствами, которые устроит для девочки отец.
Пишут, что это одна из самых честных книг 10-летия. Героиня обнажила трагическую изнанку своего успеха, показала трагедию детства.
Новость о побеге, когда Полина достигла того возраста, который, похоже, интересовал её отца самым пугающим образом, была шоком для всей страны. Вот эпизод из книги, в котором она рассказывает, почему в 13 лет сбежала от отца:
«Проснувшись и надев красивое бархатное платье, я вышла в гостиную и принялась хозяйничать, разливая чай и занимая гостей светским разговором. Я чувствовала себя такой изысканной, такой женственной в этом платьишке, и гости во мне это ощущение всячески поддерживали, кокетничали и делали комплименты.
Вскоре пришел отец - он водил некую даму в ресторан, после чего она покинула его общество, что привело его в крайнее раздражение. Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена.
Сыграла. Начал ходить по комнате - "Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!". На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: "Играй быстрее, сволочь!".
Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью. В комнате было пять мужчин. Но ни один из них не пошевелился, и двадцать лет это не перестает меня удивлять».
Тогда девочку приютили друзья семьи. Знакомый священник поселил её за городом у своей матери, потому что мама (точно не знаю, по каким причинам) не могла взять дочь к себе. Затем ребенка определили в интернат при Санкт-Петербургской консерватории, которую Осетинская успешно окончила в 1988 году.
Критики уже назвали книгу «смелым поступком музыкального вундеркинда». Полина вырвалась из страшного плена, смогла построить нормальную жизнь.
Профессиональные учителя после её побега исправляли «отцовские ошибки» у юной пианистки. Всю доморощенную гениальность пришлось перекраивать под стандарты профессионального исполнительства.
Сейчас ей 46 лет, она - успешная пианистка. Выступает, ездит на гастроли. Растит троих детей, но отношения с отцом принципиально не поддерживает.
Я ещё не прочла сама книгу "Прощай, грусть", но обязательно это сделаю в ближайшее время. Те же источники, с которыми я познакомилась за последние дни, рассказали мне жуткие подробности о детстве Полины Осетинской. Не хватает слов, чтобы описать страдания ребёнка, которые причинял ей собственный отец-изверг.
Спасибо за внимание. Всем читателям желаю добра и здоровья!