По роду деятельности я периодически получаю информацию о самых конкурсах, премиях и прочих мероприятиях, в которых организаторы награждают участников и раздают титулы. Я сейчас не о премиях, которые организовываются исключительно для того, чтобы получить мзду с участников и в особенности победителя. О таких мы узнаем от самих победителей, которые удивляются, почему премию никто не знает. Нет, я об организованных конкурсных отборах, не важно куда – на Олимпиаду или в поездку за рубеж. Проблема всех этих конкурсов заключается в механике их проведения.
Например, каждые четыре года мы задаемся вопросами – а почему на эту Олимпиаду приехали те же спортсмены? Неужели за 4 года не появилось способных потеснить этих спортсменов? Они, кстати, не молодеют. И чем чаще сборная садится в лужу в каких-нибудь соревнованиях, тем чаще возникают эти вопросы. А потом обнаруживается, что с олимпийским резервом все не так просто. И чтобы пробиться, нужно постараться. Или чтобы за тебя постарались. Мне это напоминает сдачу экзаменов на права: ты, конечно, можешь и сам, но чтобы сэкономить время, было бы неплохо подмаслить нужных людей через своего инструктора. Можно и не маслить, но потом, как говорится, не обижайся.
И получается, что год за годом участвуют одни и те же. И если с условной Норвегией все понятно, там если не астматик, то лучше и не соваться в высокий спорт, то у нас-то явно есть, кому бежать. И, честно говоря, все чаще думается: хуже не будет. А так хотя бы какое-то развитие.
Другие премии – медийные. Я в них давно не участвую, сейчас уже поздно (да и зачем), а раньше меня всегда удивляло, что заявку надо подавать самостоятельно. Казалось бы, организаторы (это, чаще всего, крупные телеком-компании) собирают клиппинг публикаций и упоминаний бренда или темы чуть ли не в ежедневном режиме. А значит сами способны выделять среди потока что-то интересное. Помню в прошлом чем-то подобным занималась МТС, отмечая под Новый год журналистов и медиа за активность, хороший разворот темы и въедливость. Это не упрек в сторону Алексея Меркутова, но вот как-то это исчезло. Для меня те награждения всегда были ориентиром, а когда они исчезли, то стало сложнее. Без маяка в море сложновато, а секстантом не все пользоваться умеют.
Обычно в таких конкурсах можно беспрепятственно ознакомиться со всеми заявками. И я обожаю в них копаться. В регионах происходят настоящие чудеса, как бы снобливо к ним не относились коллеги из федеральной прессы. Конечно, приходится перелопачивать большое количество однобоких материалов, но иногда находятся такие тексты и ролики, что немедленно записываешь в белую книжицу (про черную я уже писал) подмеченные детали, чтобы использовать в будущем.
Возможно, в этом и заключается еще одна великая несправедливость. Ты можешь годами отлично кататься на региональных соревнованиях, но на федеральные не попадешь. Ты можешь десятилетиями писать интересные репортажи, но выше корреспондента не поднимешься. Ты можешь быть примером для близких и знакомых, но так и пропадешь в беззвестности. Хотя после смерти, наверняка, куча народу напишет – вот какой замечательный был человек. При жизни этого сделать, видимо, им не в жилу. Слоты раскуплены.
Многие, кто знаком со мной чуть больше, чем по текстам и каналам, знают, что я уже много лет стараюсь поддерживать фестиваль юношеской прессы, помогаю и сам, стараюсь привлечь тех, кто может помочь как компания. И я очень благодарен друзьям и партнерам, что каждый год кто-то да помогает. Потому что так уж сложилось, что за 30 лет через этот фестиваль прошли десятки тысяч журналистов, а помочь некому. Да вы и сами помогаете своей школе? Университету? Учителю? Тренеру? Вопрос, разумеется риторический.
Если рядом с вами есть кто-то, кто служит для вас примером или просто хороший человек – помогите ему. Потому что сам он помощи не попросит.