Найти тему
Культурология для всех

Живопись средневекового Китая

Добрый день! В этой публикации я продолжаю рассказывать о средневековом Китае. Речь пойдет о живописи.

История появления китайских рисунков уходит в глубокую древность - это орнаменты, которыми расписана ранняя керамика. Но если говорить о зарождении именно живописи, то принято называть имена четырех художников, живших с IV по VIII вв.: Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо, У-Даоцзы. Гу Кайчжи стал первым, чье имя сохранилось в истории. До него заниматься живописью и каллиграфией было модно при дворе среди аристократов и чиновников. Произведения создавались кистью из шерсти животных, черной тушью из сажи и клея, на шелке. Вероятно, по этой причине китайские картины приобрели форму свитка. Их рассматривали по частям, а не целиком, потом сматывали и хранили в драгоценных шкатулках. Доставали только во время торжественных событий. В I в. н.э. изобрели бумагу и картины стали рисовать на ней, но форма осталась прежней - свиток.

В V в. с подачи Гу Кайчжи историк искусства Се Хэ записал “6 принципов китайской живописи”, т.е. то, что нужно учитывать, оценивая картину: “духовный резонанс” или энергетика, естественность, композиция, структура, следование традиции, уровень техники письма тушью и кистью.

-2

Ведущих техник две: гунби, что значит, “скрупулезный” с подробными мазками и цветом, и се-и - живопись идеи, которая позволяла зрителю додумать мысль художника. Работы выполнялись тушью.

-3

Начиная с VIII в. китайские мастера отдают предпочтение именно туши, и в это же время формируются основные жанры живописи: живопись растений (в частности, бамбука); живопись хуа-няо - “цветы и птицы”, обращающая внимание на значимость каждого явления природы; горные пейзажи - шань-шуй - “горы-воды”, как символика космического единства мужского и женского начал; животные; портреты - жэньу.

Время династии Тан, как я уже говорила, в публикации по истории средневекового Китая, стало расцветом для государства, для его культуры и, в том числе, живописи. В дальнейшем мастера опираются на образцы этого времени, вплоть до XVIII в., когда возникает влияние европейской школы и появляются работы выполненные маслом. С этого времени, в обиход входит понятие “гохуа”, объединяющий техники и стили традиционной китайской живописи, в отличии от “сиянхуа” - заморской живописи. Есть еще понятия шуймохуа - “живопись тушью” и юхуа - “масляная живопись”.

В следующей публикации расскажу о системе государственных экзаменов для чиновников и о научных достижениях в средневековом Китае.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Цикл по культуре древнего Китая начинается здесь.

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала