Тапир в сказаниях индейцев занимает очень много места. Это не просто очень вкусная «дичь» (в одном из мифов, привередливый индейский мальчуган здорово разозлился, когда его накормили всего лишь «какой-то» олениной вместо тапира), а еще временами коварный разбойник и хитрый чародей.
Один из мифов о происхождении созвездия Плеяд. Карибы (та часть племен, что живет в Бразилии).
Одной индианке, недавно вышедшей замуж, стал оказывать знаки внимания тапир, уверяя ее, что он лишь на время принял звериный облик – чтобы без опаски перед мужем разговаривать с девушкой в поле. А вот если жена охотника пойдет за ними, вдаль – там, где сходятся небо и земля, то он, тапир, превратится обратно в прекрасного юношу. Зачарованная тапиром девушка поверила ему и решила избавиться от мужа.
Притворившись, что будет помогать ему собирать авокадо, индианка серьезно ранила мужа, когда тот залезал на дерево и убежала вместе с тапиром. Но индейцу удалось превратить свою ресницу в птичку (не одному тапиру колдовать) и послать е к своей матери – та прибежала и выходила сына. Не успев до конца исцелиться от ран, молодой охотник пускается на поиски супруги, но дождь смывает все следы. В конце концов он находит ее по косточкам авокадо, которые она легкомысленно бросала по дороге бегства. Индеец настиг девушка и тапира и сразил последнего стрелой наповал.
После всего охотник стал умолять супругу вернуться к нему, надеясь, что колдовство исчезло, угрожая преследовать ее вечно, но индианка отказалась. Она побежала за душой своего второго мужа-тапира, а несчастный охотник погнался за ней следом. Добежав до края земли, девушка взлетела на небо, обогнав душу тапира. Теперь, в светлую ночь, ее можно заметить на небе – она стала созвездием Плеяд, тапир поселился в созвездии Тельца, а молодой охотник остановился возле Ориона.
Бороро (Боливия и Бразилия) – почему у маиса такие маленькие початки
У духа Бурекойбо маисовые поля отличались небывалым плодородием. У него было четыре сына и дух поручил одному из них, по имени Бопейоку ухаживать и следить за богатой плантацией. Когда индейские женщины собирали с дозволения духа маис на этом поле, довольный Бопейоку ходил вокруг да посвистывал, радуясь хорошему урожаю – маисовые початки на вверенном ему поле были тяжелы и полновесны. Но одна из девушек, собирая маис из-за резкого движения поранила руку и тут же принялась ругать ни в чем не повинного Бопейоку – дескать, его свист во всем виноват. Дух-отец Бурекойбо обиделся и початки стали уменьшаться на глазах – ведь он с сыновьями только свистом их и выращивал.
С тех пор маис не растет сам по себе, и индейцы должны выращивать его в тяжком труде. Но Бурекойбо обещал людям хороший урожай, если те будут дуть и свистеть в небо, и молиться духу. Заодно он послал своего сына – того самого Бопейоку, проверить, как индейцы выполняют эти требования и поспрашивать - «каков урожай?», пригрозив что те, кто будет отвечать грубо, мало что получат. Как на грех, Бопейоку мало кто приветствовал вежливо, а последний собиратель и вовсе отпихнул. Вот тогда маис и вовсе захирел. Но индейцы все равно надеются хоть когда-нибудь собрать «большие, как пальмовые орехи», початки и по традиции умащивают духа Бурекойбо.
Часть 1-ая Часть 2-ая Часть 3-я Часть 4-ая Часть 5-а
Несчастные жены Ягуар и Венера Странные сказки. Часть 2-ая Странные сказки. Часть 1-ая