Найти в Дзене
Паша Машинист

Электровоз против Тепловоза

Коллаж сделан из фото с ресурсов: https://inlnk.ru/571pv1 и https://trainpix.org/photo/104696/
Коллаж сделан из фото с ресурсов: https://inlnk.ru/571pv1 и https://trainpix.org/photo/104696/

Электровозники шуткой называют тепловозников «кочегарами» или «мазутой», кичатся своей экологичностью и чистотой, а тепловозники называют их «рогатыми» или «утюгами», чувствуя превосходство в независимости своей машины от контактного провода.

Сравним советский тепловоз и электровоз по некоторым показателям и подумаем на чем работать лучше.

Фотография с ресурса: http://rail-road.msk.ru/?view=425, Автор фото В. Демянченко
Фотография с ресурса: http://rail-road.msk.ru/?view=425, Автор фото В. Демянченко

Возьмём тепловоз 2тэ10м, простой и надёжный локомотив, который в нашем регионе машинисты ласково называют "Маруся", и электровоз ВЛ10, ветеран труда, в названии которого зашифровано имя Владимир Ленин. Видимо он будет ездить пока его не положат в мавзолей.

Весовая норма приведена на примере нашего депо, на участках где обращаются оба вида тяги.
Весовая норма приведена на примере нашего депо, на участках где обращаются оба вида тяги.

Мощность ВЛ10 выше, чем у 2ТЭ10М. Я предлагаю сравнить их по весовой норме, так как реализация силы тяги все равно будет ограничена сцеплением колес с рельсами.

Электровоз более боксовитая машина, на нем тяжелее взять поезд с места, в случае остановки на подъеме.
Электровоз более боксовитая машина, на нем тяжелее взять поезд с места, в случае остановки на подъеме.

Тепловоз чувствует себя более комфортно, следуя на критический подъем. Как правило, участки с более тяжелым профилем пути обслуживает теплотяга. Но электровоз на подъем следует быстрее, это одновременно и плюс, и минус.

Несмотря на эти преимущества ВЛ10, плановое задание по технической скорости электротяги в нашем депо не сильно отличается от теплотяги.
Несмотря на эти преимущества ВЛ10, плановое задание по технической скорости электротяги в нашем депо не сильно отличается от теплотяги.

На ВЛ10 есть электрическое торможение – рекуперация. Она позволяет следовать по спуску с равномерной скорость, и одновременно возвращать электроэнергию в контактную сеть.

Уровень шумоизоляции на этих машинах оставляет желать лучшего
Уровень шумоизоляции на этих машинах оставляет желать лучшего

Я бы не сказал, что в кабине тепловоза шумнее, чем в электровозе. Электрические аппараты при работе должны охлаждаться, иначе мощность машин и аппаратов нельзя будет использовать полностью. Система принудительной вентиляции в электровозе работает достаточно шумно.

-7

На ВЛ10 стоят электрические печи, а на 2ТЭ10М - калорифер, который работает от водяной системы дизеля (как на автомобиле). Электрические печи выжигают кислород (воздух более сухой), калорифер лучше прогревает кабину, и воздух более мягкий.

-8

На 2тэ10м машинист контроллером регулирует частоту вращения коленчатого вала дизеля. Чем быстрее он вращается, тем быстрее вращается ротор тягового генератора, тем больше электрического тока вырабатывается. Далее электропередачей управляет специальный блок.

-9

На ВЛ10 машинист сам выбирает тип соединения тяговых электродвигателей, и, увеличивая позиции контроллера, управляет их работой. На 2ТЭ10М управление реализовано на много удобнее. На ВЛ10 задолбаешься дергать «кочерыжки».

Некоторые плюсы и минусы этих машин.
Некоторые плюсы и минусы этих машин.

Тепловоз – это автономный локомотив, в этом его огромный плюс, он может работать на более тяжелых участках, и проехать везде, где лежат рельсы.

Электровоз – более неприхотлив в ремонте, не зря ВЛки бегают с 60хх годов, и более экономичен, но для его работы необходимо иметь подготовленную инфраструктуру, которая требует капитальных вложений.

Советский плакат
Советский плакат

Вам судить какой советский локомотив лучше. В своей оценке я не претендую на истину в последней инстанции. Если у вас на этот счёт свое мнение, с удовольствием обсудим это в комментариях.