В Великобритании отметили 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса, крупнейшего английского писателя XIX века, великого гуманиста и настоящего демократа. Будущий автор «Оливера Твиста» и «Крошки Доррит» родился 7 февраля 1812 года в местечке Лендпорт в предместье Портсмута в семье чиновника морского министерства. Счастливое детство Чарльза закончилось после переезда семьи, в которой было уже шесть детей, в 1822 году в Лондон.
Отец писателя, Джон Диккенс наделал в столичном городе долгов и попал в долговую тюрьму, а сам Чарльз в возрасте двенадцати лет оказался работником на фабрике ваксы. Контраст между жизнью благополучной семьи среднего класса и тяжелым трудом на английской мануфактуре эпохи первоначального накопления капитала сыграет решающую роль в формировании мировоззрения будущего писателя. Именно на этой фабрике, лишившей его нормальной юности, Диккенс и почерпнул множество драматических сюжетов для своих будущих романов и повестей.
Фортуна улыбнулась семье Диккенсов, которой досталось небольшое наследство от умершей бабушки. Отец вышел через три года из тюрьмы и расплатился с долгами, а Чарльз смог вернуться в школу. Однако у семьи опять наступает черная полоса и в пятнадцать лет юноша вновь бросает учебу и устраивается рассыльным, а затем переписчиком бумаг в судейскую контору. Изучив стенографию, он становится парламентским репортером.
Под псевдонимом «Боз» молодой Диккенс публикует в прессе свои первые очерки. Яркий и остроумный стиль, внимание к деталям и понимание тонкостей жизни города привлекают внимание читателей. В 1836 году выходят отдельной книгой «Очерки Боза. Изображение будничной жизни и будничных людей», в которых описывается жизнь бедных кварталов Лондона. В том же году увидел свет и первый роман Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», который сразу же приносит автору широкую известность.
Через два года в свет выходят романы «Оливер Твист» и «Николас Никльби» (1838-1839). На страницах «Оливера Твиста» читатель увидел яркие картины безрадостной жизни бедняцких кварталов и криминального дна Лондона, которому контрастирует общество богатых и добродетельных буржуа, облагодетельствовавших главного героя произведения. После выхода романа разразилась череда скандальных разбирательств в работных домах, где нещадно использовался детский и женский труд.
В 1841 году выходит исторический роман Диккенса «Барнеби Радж», посвященный антикатолическому бунту Лорда Гордона в Лондоне в 1780 году. В романе описывались ужасные условия содержания в Ньюгейтской тюрьме, что привлекает внимание общественности к проблеме заключенных.
Далее выходят романы «Мартин Чезвит», «Рождественская песнь», «Колокола», «Сверчок на печи», «Битва жизни», «Одержимый», «Домби и сын» (1843-1848). Бесконечная череда разнообразных персонажей и жизненных ситуаций в этих произведениях изумляет. Как фигуры высшего света, так и мелкобуржуазные обыватели и представители лондонской бедноты описаны в этих произведениях ярко, остроумно и с большой любовью. Однако юмор писателя отступает в моментах, где описываются проблемы современного писателю английского общества. Люди, попавшие в жизненные передряги: разоряющиеся торговцы, бесправные бедняки, обитатели лондонских трущоб и работных домов, заключенные тюрем – главные персонажи произведений Диккенса.
Многие известные литераторы и критики считают величайшим произведением Диккенса роман «Приключения Дэвида Копперфильда» (1849). Роман этот во многом основан на фактах биографии самого автора и повествует о жизни молодого блестящего писателя, рано оставшегося без отца, и познавшего на пути к успеху многие горести жизни.
Ещё в 1846 году Чарльз Диккенс основывает газету «Дейли Ньюс», в которой становится первым главным редактором. Так писатель получает возможность высказывать свои демократические взгляды. «Моя вера в народ беспредельна» – эти слова Диккенса выражали его позицию. Писатель видел стойкость и высокие моральные качества простых людей, не сдающихся перед лицом неудач и невзгод. Прославленного писателя считали своим союзником и консерваторы, отстаивающие перед лицом меняющегося общества традиционные ценности, и либералы, и набирающие силу социалисты.
В июне 1855 года Диккенс выступает с речью в поддержку оппозиционной Ассоциации по проведению реформы управления страной, в которой осмеивает бюрократизм государственного аппарата. Писатель критикует премьер-министра Пальмерстона и называет деятельность аристократического парламента антинародной. В том же году он пишет статью «Некоторые сомнения во всемогуществе денег», в которой критикует всеобщее поклонение золотому тельцу, оказывающее тлетворное влияние на разум и волю людей. Гневно обличая несправедливость, выступая за правду и справедливость, Диккенс вместе с тем был противником революционного насилия, считая более приемлемым реформистский эволюционный путь улучшения ситуации в обществе.
В позднем творчестве Диккенса следует отметить несколько произведений: «Тяжёлые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1855-1857), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864), «Тайна Эдвина Друда» (незаконченное произведение).
Чарльзу Диккенсу приходилось много работать. В 1836 году писатель женился на Кэтрин Томсон Хогарт, старшей дочери его друга журналиста Джорджа Хогарта. У супругов родилось десять детей. К сожалению, этот брак распался. В 1858 году Чарльз развелся с Кэтрин, будучи увлечен 18-летней актрисой Эллен Тернан, роман с которой продлился до последних дней жизни писателя.
Заботы об обеспечении детей и близких сделали из Диккенса настоящего трудоголика: он много писал, а также выступал с речами и читал вслух свои произведения. В юности Чарльз хотел стал актёром и публичные выступления давали ему возможность реализовать ещё один свой талант. Знаменитый литератор выкладывался во время своих выступлений полностью, поражая зрителей эмоциональным накалом речи.
Родные и близкие замечали за литератором некоторые странности, которые можно было бы отнести к разряду душевных расстройств, если бы не их творческий характер. Диккенс рассказывал своему другу о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним: «Я не знаю, какую штучку выкинут они в следующий момент!»
Писатель мог зарыдать или засмеяться вместе со своим персонажем в момент творческого переживания, перед тем как перенести его на бумагу и сделать страницей ещё одного литературного шедевра. Иногда Диккенс впадал в транс и видел галлюцинации. Чтобы избавиться от призраков героев своих произведений он выходил на улицу, где любил бродить в многолюдной толпе.
Помимо литературного труда Чарльз Диккенс занимался общественной деятельностью. Во время своих путешествий по Европе и Америке писатель посещал тюрьмы, встречался с представителями местной прессы, литераторами и политиками. «Мне все пишут: „Это только полчаса!“, „Это займет всего лишь один вечер“. Но они не понимают, что я не могу скомандовать себе отвлечься на пять минут и потом сразу вернуться к работе, да и простая встреча может взволновать меня так, что я не смогу написать ни строчки целый день», - написал однажды своему другу Диккенс.
Великого английского писателя не стало 9 июня 1870 года. Изнуренный трудом и жизненными неурядицами, Чарльз Диккенс скончался в возрасте 58 лет от инсульта в своём доме в деревне Хайэм, в графстве Кент. При жизни Диккенс был самым известным англоязычным писателем, поставленный современниками в один ряд с Шекспиром и Байроном, а в наше время он является одним из самых знаменитых классиков мировой литературы.
Д.М.
Рекомендую к прочтению:
Оттон I - первый король независимой Греции
190 лет со дня рождения "царя русского леса" И.И. Шишкина. Подборка репродукций
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.
#диккенс #англия #великобритания #классическая литература #юбилеи