Друзья, в 2022 году Дулёвскому фарфоровому заводу исполняется 190 лет. Вновь хочу процитировать книгу «Сказ о дулёвском фарфоре».
Московская школа // Сказ о дулёвском фарфоре. – М.: «Московский рабочий», 1975. – С. 248–253.
Пятидесятые годы были переломными и в художественном развитии завода: определялся характер оформления дулёвской посуды на новом этапе.
После войны творческая работа в области фарфора возродилась на качественно новой основе. Если до войны художественные поиски были индивидуальными, замкнутыми, то в послевоенные годы искусство художественного фарфора активно влилось в общее русло развития советского декоративно-прикладного искусства. Начиная с 1952 года все художественные выставки, на которых экспонируется прикладное искусство, включают широкий показ художественного фарфора.
В организациях, руководящих фарфоро-фаянсовой промышленностью, были созданы органы, контролирующие и направляющие художественную работу на предприятиях,– заводские и отраслевые художественные советы. Особенно большую роль со временем стал играть художественный совет Ассортиментного кабинета фарфора и фаянса и ежегодные просмотры фарфора во Всесоюзном институте ассортимента изделий лёгкой промышленности (ВИАлегпром). В них принимают участие крупные художники, скульпторы, искусствоведы, инженеры-производственники, представители планирующих и торговых организаций. Здесь удаётся в какой-то мере определить точку зрения на современный художественный фарфор, выяснить и скоординировать взгляды и требования представителей искусства, производства и торговли.
Изменения в художественной направленности завода были связаны и с теми коренными переменами, которые произошли в советском декоративно-прикладном искусстве после известного постановления партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Не могло не оказать влияния на искусство фарфора развернувшееся в невиданных масштабах жилищное строительство, улучшение быта населения, рост благосостояния масс. После 1955 года, когда реально встал вопрос о решении современного жилого интерьера, возникли те социальные и эстетические требования, которые обусловили новое направление в советском декоративно-прикладном искусстве.
Ставший во главе художественной лаборатории П. В. Леонов продолжил начатую до войны работу по созданию художественного стиля завода. К этому времени он обогатил свои знания и опыт росписи фарфора солидной архитектурной подготовкой: после войны Леонов работал некоторое время главным архитектором Бреста и Новгорода. Леонов привлёк в лабораторию молодых скульпторов и художников. Он искал их и на заводе, среди живописцев, расписывавших посуду, отбирая на творческую работу самых способных, и за пределами завода, среди выпускников художественных вузов.
В это время началось творчество Николая Борисова, одного из любимых учеников И. Г. Конькова. Со временем Н. М. Борисов стал большим мастером росписи фарфора.
Его излюбленные мотивы – цветы, фрукты, листья. Поэтическое восприятие природы, чувство материала и цвета помогли ему оставить заметный след в художественной истории завода.
Другой ученик Конькова – Валентин Городничев – художник-график, увлекающийся современной тематикой. Большой опыт помог ему создавать рисунки для массового производства: «Корзиночка», «Орбита», «Лето» и др.
В 1950 году на завод поступил Владимир Яснецов, ставший со временем мастером тонких и поэтических композиций.
В лабораторию пришли Донат Рождественский, художник чётких, ясно построенных композиций с изображением животных, Виктор Колосов, ярко и красочно трактующий народные мотивы, Сергей Аникин, художник тонкого графического рисунка, Георгий Захаров, ученик И. Г. Конькова, широко использующий в своих росписях растительные мотивы. Все они принесли с собой молодость, новизну, задор.
Художники работали много и плодотворно. Этого требовали ежегодно проводимые внутренние и зарубежные выставки и ярмарки, а также увеличение выпуска посуды. В 1952 году в живописном цехе был создан специальный участок, выпускающий большими тиражами художественный фарфор. Тогда же началось оформление изделий подглазурной росписью.
Художественные поиски, раньше затрагивавшие в основном посуду, коснулись пластики фарфоровой скульптуры и, что очень важно, распространились на массовую продукцию. В течение долгих лет (полностью это не преодолено и в наши дни) вся продукция завода резко делилась на две неравные части: уникальные или малосерийные изделия и массовую посуду.
Массовой продукции, в которой применялись преимущественно механические способы разделки – переводные рисунки, трафарет и т. д., уделялось недостаточно внимания. Важное изменение художественной политики на заводе – проявление серьёзного интереса к механическим методам декорирования фарфора и прежде всего к переводным рисункам. Работа над деколями шла не только по линии создания новых рисунков, но и привела к попытке перевода на механический способ воспроизведения индивидуальных особенностей росписи художников, как это было с работами М. М. Шепелёвой. Интерес к механическим разделкам массового фарфора затронул помимо декалькомании печать, штамп, трафарет и даже отводки, над которыми с большим успехом работали П. В. Леонов и К. Г. Кукушкин. Фарфор, оформленный линиями, нанесёнными золотом или краской (отводки), пользуется большим спросом покупателей.
Лучшие работы художников украшали выставки, а затем шли в массовое производство. Так было с рисунками Владимира Яснецова («Кизил»), Николая Борисова («Лист»).
Шедеврами стали созданные Петром Леоновым сервизы «Песня», «Сказка», «Золотой олень».
В 1955 году завод наладил массовый выпуск художественной скульптуры. Серию фигур создала Аста Бржезицкая – «Хозяйка Медной горы», «Лебёдушка», «Земфира».
Поэтичны «Малахитовая шкатулка» и «Маленькая хозяйка» Ольги Богдановой.
Большими тиражами выпускалась скульптура Нины Малышевой «На Крайнем Севере». Немало оригинальных скульптур, обогативших заводскую коллекцию, создали Алексей Сотников и Павел Кожин.
Триумфом стало выступление завода на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год). Жюри выставки наградило завод золотой медалью, девять художников и скульпторов получили дипломы и медали.
Русский фарфор всегда славился своими высокими художественными качествами. Неподдельная самобытность, народность, яркость и новизна форм и росписей приносили ему награды всемирных и международных выставок. Мастера советского фарфора, унаследовав традиции, великолепно выступили на Всемирной парижской выставке 1937 года и через 20 лет повторили успех в Брюсселе. Своей жизнерадостностью и богатством цвета дулёвский фарфор выгодно выделялся из массы сухих, абстрактных изделий Запада. Потому-то красочные сувениры завода нарасхват покупали многочисленные посетители выставки и туристы.
Высшую награду выставки получил А. Г. Сотников. Его произведения величественны, красивы и предельно просты. Строг и впечатляющ фарфоровый фонтан «Рыбки», поражают обобщённой трактовкой образа, пластикой линий скульптуры «Сокол» и «Курица», удостоенные «Гран при».
Дипломом почёта и Большой золотой медалью отмечены произведения Петра Леонова – сервизы «Песня» и «Сказка», декоративный комплект «Золотой олень».
Им свойствен эффект сочетания музыки и цвета. Ещё А. Н. Скрябин, пытаясь добиться сотрудничества звука и цвета, работал над цветомузыкальным воспроизведением музыки. Леоновский фарфор, яркий, солнечный, праздничный, и впрямь поёт.
Большой знаток природы, скульптор со смелым почерком Павел Кожин создал необыкновенно тёплые произведения, воспевающие природу. Его «Дрофа», «Кавказ», «Тукан на скале» и ваза «У ручья» удостоены серебряной медали.
«Серебро» присуждено Р. Р. Михайловской и В. К. Яснецову. Оба отлично используют естественную красоту белого фарфора.
Красочные рисунки по белому фарфору сделали лауреатами выставки вазу Михайловской «Золотой петушок» и сервиз Яснецова «Яблоки».
Триптих по сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок» и колоритная статуэтка «Афганский курильщик» принесли бронзовую медаль Ольге Богдановой.
Бронзовых наград удостоились А. Д. Бржезицкая за скульптурные композиции «Тартарен из Тараскона» и «Принцесса на горошине», Н. А. Малышева – за скульптуру «Север» и Н. А. Хренов – за исполненное в палехском стиле блюдо «Сказка о царе Салтане».
Успех в Брюсселе закономерен. В это время сложился современный стиль дулёвских росписей – повышенная декоративность, яркость, крупный живописный рисунок. Рисунки отличаются мастерством исполнения, виртуозным наложением мазка.
В современном русском фарфоре и фаянсе определились два основных направления, две школы – московская и ленинградская. Различия этих двух школ прежде всего в том, что подмосковные заводы и Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова занимают неодинаковое место в системе нашей художественной промышленности: Дулёвский, Дмитровский и Конаковский заводы являются крупнейшими предприятиями по выпуску массовой посуды, в то время как производство Ленинградского завода имени Ломоносова в значительной степени направлено на создание специальной художественной продукции. Эти заводы наследуют разные исторические пласты русской культуры, по-разному сложились их авторские коллективы.
Конечно, и у каждого предприятия, относящегося к московской школе, имеются особенности своего художественного почерка. Творческие коллективы Дулёвского и Дмитровского (посёлок Вербилки Московской области) заводов верны народным традициям, имеют много общего, но посуду одного сразу отличишь от изделий другого. Фарфор Вербилок не так ярок, да и записан меньше, чем дулёвский. Вербилковцы бережнее относятся к его белизне. Они более сдержаны и деликатны: рисунок у них почти никогда не нарушает форму посуды, они не бросят крупную розу на миниатюрную чашку.
Для художников Дулёвского завода, считает искусствовед Л. Крамаренко, «характерна свободная кистевая роспись, густо, а то и сплошь закрывающая фарфор. Главный приём такой росписи – мягкий пастозный мазок. Мазок этот не просто наносит краску: отмечая движение руки мастера, он придаёт ритм рисунку; благодаря переходам от томного топа к светлому он всегда разнообразный и живой. Такую роспись фарфора – подчёркнуто декоративную, напряжённую по цветовой гамме и композиционному строю – первым начал Пётр Леонов».
Яркий, жизнерадостный фарфор пишут художники Дулёва. Использование золота в росписях делает их ещё более мажорными. Свежи и прозрачны работы Владимира Яснецова «Осень» и «Вечерняя песня».
Легки прекрасно написанные пионы на сервизе А. Пухловой. Сплошное кружево образуют кобальтовые розы на кувшине К. Кукушкина.
Прелестен розово-голубой узор Н. Борисова. Все эти вещи праздничны, веселы, задорны. «И в этом,– пишет искусствовед Л. Крамаренко,– они сродни дореволюционному фарфору русских заводов, его народным художественным корням. В то же время нельзя не заметить, что современная роспись строится по иным композиционным принципам. В отличие от своих исторических предшественников, художники Дулёва покрывают росписью предмет весь целиком, сплошным узором, не считаясь с его конструкцией, не выделяя детали формы, часто заполняя даже внутреннюю поверхность. Словно художник нарочито заявляет о своём декоративном таланте, манере, настроении».
Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив