Найти в Дзене
Вижу красоту

190 лет Дулёвскому фарфору: Московская школа

Друзья, в 2022 году Дулёвскому фарфоровому заводу исполняется 190 лет. Вновь хочу процитировать книгу «Сказ о дулёвском фарфоре».

Московская школа // Сказ о дулёвском фарфоре. – М.: «Московский рабочий», 1975. – С. 248–253.

Пятидесятые годы были переломными и в художественном развитии завода: определялся характер оформления дулёвской посуды на новом этапе.

После войны творческая работа в области фарфора возродилась на качественно новой основе. Если до войны художественные поиски были индивидуальными, замкнутыми, то в послевоенные годы искусство художественного фарфора активно влилось в общее русло развития советского декоративно-прикладного искусства. Начиная с 1952 года все художественные выставки, на которых экспонируется прикладное искусство, включают широкий показ художественного фарфора.

Александр Прохоров (эскиз). Аноскин В. (ученик, исполнитель росписи). Ваза. 1948. Дулёво. Высота 20 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18217. Госкаталог: 34211394. Источник: goskatalog.ru
Александр Прохоров (эскиз). Аноскин В. (ученик, исполнитель росписи). Ваза. 1948. Дулёво. Высота 20 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18217. Госкаталог: 34211394. Источник: goskatalog.ru

В организациях, руководящих фарфоро-фаянсовой промышленностью, были созданы органы, контролирующие и направляющие художественную работу на предприятиях,– заводские и отраслевые художественные советы. Особенно большую роль со временем стал играть художественный совет Ассортиментного кабинета фарфора и фаянса и ежегодные просмотры фарфора во Всесоюзном институте ассортимента изделий лёгкой промышленности (ВИАлегпром). В них принимают участие крупные художники, скульпторы, искусствоведы, инженеры-производственники, представители планирующих и торговых организаций. Здесь удаётся в какой-то мере определить точку зрения на современный художественный фарфор, выяснить и скоординировать взгляды и требования представителей искусства, производства и торговли.

Николай Борисов (роспись). Павел Кожин (форма). Чайник из сервиза «Городок». 1966. Дулёво. Высота 7,5 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан / П-164/1. Госкаталог: 17696705. Источник: goskatalog.ru
Николай Борисов (роспись). Павел Кожин (форма). Чайник из сервиза «Городок». 1966. Дулёво. Высота 7,5 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан / П-164/1. Госкаталог: 17696705. Источник: goskatalog.ru

Изменения в художественной направленности завода были связаны и с теми коренными переменами, которые произошли в советском декоративно-прикладном искусстве после известного постановления партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Не могло не оказать влияния на искусство фарфора развернувшееся в невиданных масштабах жилищное строительство, улучшение быта населения, рост благосостояния масс. После 1955 года, когда реально встал вопрос о решении современного жилого интерьера, возникли те социальные и эстетические требования, которые обусловили новое направление в советском декоративно-прикладном искусстве.

Ставший во главе художественной лаборатории П. В. Леонов продолжил начатую до войны работу по созданию художественного стиля завода. К этому времени он обогатил свои знания и опыт росписи фарфора солидной архитектурной подготовкой: после войны Леонов работал некоторое время главным архитектором Бреста и Новгорода. Леонов привлёк в лабораторию молодых скульпторов и художников. Он искал их и на заводе, среди живописцев, расписывавших посуду, отбирая на творческую работу самых способных, и за пределами завода, среди выпускников художественных вузов.

Николай Борисов (роспись). Миска суповая из сервиза «Цветы». 1951. Дулёво. Длина 27,5 см. Самарский областной художественный музей / К-698/1. Госкаталог: 26388078. Источник: goskatalog.ru
Николай Борисов (роспись). Миска суповая из сервиза «Цветы». 1951. Дулёво. Длина 27,5 см. Самарский областной художественный музей / К-698/1. Госкаталог: 26388078. Источник: goskatalog.ru

В это время началось творчество Николая Борисова, одного из любимых учеников И. Г. Конькова. Со временем Н. М. Борисов стал большим мастером росписи фарфора.

Николай Борисов (роспись). Сухарница «Золотые птицы». 1955. Дулёво. Диаметр 28,5 см. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова / П-65. Госкаталог: 7656927. Источник: goskatalog.ru
Николай Борисов (роспись). Сухарница «Золотые птицы». 1955. Дулёво. Диаметр 28,5 см. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова / П-65. Госкаталог: 7656927. Источник: goskatalog.ru

Его излюбленные мотивы – цветы, фрукты, листья. Поэтическое восприятие природы, чувство материала и цвета помогли ему оставить заметный след в художественной истории завода.

Валентин Городничев (роспись). Серафима Яковлева (форма «Тюльпан», 1936). Сливочник из сервиза «Павлин-воришка». 1955. Дулёво. Высота 9 см. Государственный музей керамик в Кусково / ФР 18577. Госкаталог: 7514019. Источник: goskatalog.ru
Валентин Городничев (роспись). Серафима Яковлева (форма «Тюльпан», 1936). Сливочник из сервиза «Павлин-воришка». 1955. Дулёво. Высота 9 см. Государственный музей керамик в Кусково / ФР 18577. Госкаталог: 7514019. Источник: goskatalog.ru

Другой ученик Конькова – Валентин Городничев – художник-график, увлекающийся современной тематикой. Большой опыт помог ему создавать рисунки для массового производства: «Корзиночка», «Орбита», «Лето» и др.

Владимир Яснецов (роспись). Блюдо из сервиза «Первая песня». 1973. Дулёво. Диаметр 35,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13338. Госкаталог: 26111430. Источник: goskatalog.ru
Владимир Яснецов (роспись). Блюдо из сервиза «Первая песня». 1973. Дулёво. Диаметр 35,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13338. Госкаталог: 26111430. Источник: goskatalog.ru

В 1950 году на завод поступил Владимир Яснецов, ставший со временем мастером тонких и поэтических композиций.

В лабораторию пришли Донат Рождественский, художник чётких, ясно построенных композиций с изображением животных, Виктор Колосов, ярко и красочно трактующий народные мотивы, Сергей Аникин, художник тонкого графического рисунка, Георгий Захаров, ученик И. Г. Конькова, широко использующий в своих росписях растительные мотивы. Все они принесли с собой молодость, новизну, задор.

Павел Леонов. Тарелка из сервиза «Салют». 1951. Дулёво. Диаметр 19,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18725. Госкаталог: 7514021. Источник: goskatalog.ru
Павел Леонов. Тарелка из сервиза «Салют». 1951. Дулёво. Диаметр 19,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18725. Госкаталог: 7514021. Источник: goskatalog.ru

Художники работали много и плодотворно. Этого требовали ежегодно проводимые внутренние и зарубежные выставки и ярмарки, а также увеличение выпуска посуды. В 1952 году в живописном цехе был создан специальный участок, выпускающий большими тиражами художественный фарфор. Тогда же началось оформление изделий подглазурной росписью.

Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1). Сервиз «Песня». 1951. Дулёво. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11619. Госкаталог: 29888305. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1). Сервиз «Песня». 1951. Дулёво. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11619. Госкаталог: 29888305. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Художественные поиски, раньше затрагивавшие в основном посуду, коснулись пластики фарфоровой скульптуры и, что очень важно, распространились на массовую продукцию. В течение долгих лет (полностью это не преодолено и в наши дни) вся продукция завода резко делилась на две неравные части: уникальные или малосерийные изделия и массовую посуду.

Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1). Тарелка из сервиза «Песня». 1951. Дулёво. Диаметр 19,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11619. Госкаталог: 29888305. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Пётр Леонов (роспись). Ева Штрикер / Цайзель (форма С1). Тарелка из сервиза «Песня». 1951. Дулёво. Диаметр 19,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11619. Госкаталог: 29888305. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Массовой продукции, в которой применялись преимущественно механические способы разделки – переводные рисунки, трафарет и т. д., уделялось недостаточно внимания. Важное изменение художественной политики на заводе – проявление серьёзного интереса к механическим методам декорирования фарфора и прежде всего к переводным рисункам. Работа над деколями шла не только по линии создания новых рисунков, но и привела к попытке перевода на механический способ воспроизведения индивидуальных особенностей росписи художников, как это было с работами М. М. Шепелёвой. Интерес к механическим разделкам массового фарфора затронул помимо декалькомании печать, штамп, трафарет и даже отводки, над которыми с большим успехом работали П. В. Леонов и К. Г. Кукушкин. Фарфор, оформленный линиями, нанесёнными золотом или краской (отводки), пользуется большим спросом покупателей.

Лучшие работы художников украшали выставки, а затем шли в массовое производство. Так было с рисунками Владимира Яснецова («Кизил»), Николая Борисова («Лист»).

Николай Борисов. Тарелка из сервиза «Осенний лист». 1952. Дулёво. Диаметр 23,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14969. Госкаталог: 24775322. Источник: goskatalog.ru
Николай Борисов. Тарелка из сервиза «Осенний лист». 1952. Дулёво. Диаметр 23,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14969. Госкаталог: 24775322. Источник: goskatalog.ru

Шедеврами стали созданные Петром Леоновым сервизы «Песня», «Сказка», «Золотой олень».

В 1955 году завод наладил массовый выпуск художественной скульптуры. Серию фигур создала Аста Бржезицкая – «Хозяйка Медной горы», «Лебёдушка», «Земфира».

Поэтичны «Малахитовая шкатулка» и «Маленькая хозяйка» Ольги Богдановой.

Нина Малышева. Скульптура «На крайнем севере». 1949. Дулёво. Высота 23 см. (Бронзовая медаль Экспо-58). Источник: spravcoll.ru
Нина Малышева. Скульптура «На крайнем севере». 1949. Дулёво. Высота 23 см. (Бронзовая медаль Экспо-58). Источник: spravcoll.ru

Большими тиражами выпускалась скульптура Нины Малышевой «На Крайнем Севере». Немало оригинальных скульптур, обогативших заводскую коллекцию, создали Алексей Сотников и Павел Кожин.

Триумфом стало выступление завода на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год). Жюри выставки наградило завод золотой медалью, девять художников и скульпторов получили дипломы и медали.

Русский фарфор всегда славился своими высокими художественными качествами. Неподдельная самобытность, народность, яркость и новизна форм и росписей приносили ему награды всемирных и международных выставок. Мастера советского фарфора, унаследовав традиции, великолепно выступили на Всемирной парижской выставке 1937 года и через 20 лет повторили успех в Брюсселе. Своей жизнерадостностью и богатством цвета дулёвский фарфор выгодно выделялся из массы сухих, абстрактных изделий Запада. Потому-то красочные сувениры завода нарасхват покупали многочисленные посетители выставки и туристы.

Высшую награду выставки получил А. Г. Сотников. Его произведения величественны, красивы и предельно просты. Строг и впечатляющ фарфоровый фонтан «Рыбки», поражают обобщённой трактовкой образа, пластикой линий скульптуры «Сокол» и «Курица», удостоенные «Гран при».

Дипломом почёта и Большой золотой медалью отмечены произведения Петра Леонова – сервизы «Песня» и «Сказка», декоративный комплект «Золотой олень».

Пётр Леонов. Чайник из сервиза «Золотой олень». 1960-е. Высота 23,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2802/1-к. Госкаталог: 19942385. Источник: goskatalog.ru
Пётр Леонов. Чайник из сервиза «Золотой олень». 1960-е. Высота 23,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2802/1-к. Госкаталог: 19942385. Источник: goskatalog.ru

Им свойствен эффект сочетания музыки и цвета. Ещё А. Н. Скрябин, пытаясь добиться сотрудничества звука и цвета, работал над цветомузыкальным воспроизведением музыки. Леоновский фарфор, яркий, солнечный, праздничный, и впрямь поёт.

Павел Кожин. Скульптура «Тукан». 1944. Дулёво. Длина 24,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11934. Госкаталог: 27345851. Источник: goskatalog.ru
Павел Кожин. Скульптура «Тукан». 1944. Дулёво. Длина 24,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11934. Госкаталог: 27345851. Источник: goskatalog.ru

Большой знаток природы, скульптор со смелым почерком Павел Кожин создал необыкновенно тёплые произведения, воспевающие природу. Его «Дрофа», «Кавказ», «Тукан на скале» и ваза «У ручья» удостоены серебряной медали.

Рене О'Коннель-Михайловская. Ваза «Золотой петушок». 1957. Дулёво. Высота 45,3 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11948. Госкаталог: 13316137. Источник: goskatalog.ru
Рене О'Коннель-Михайловская. Ваза «Золотой петушок». 1957. Дулёво. Высота 45,3 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11948. Госкаталог: 13316137. Источник: goskatalog.ru

«Серебро» присуждено Р. Р. Михайловской и В. К. Яснецову. Оба отлично используют естественную красоту белого фарфора.

Владимир Яснецов (роспись). Форма «Гранёный». Сервиз «Яблоки». 1957. Дулёво //  Выставка «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики». Кусково. Источник: mos.ru
Владимир Яснецов (роспись). Форма «Гранёный». Сервиз «Яблоки». 1957. Дулёво // Выставка «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики». Кусково. Источник: mos.ru

Красочные рисунки по белому фарфору сделали лауреатами выставки вазу Михайловской «Золотой петушок» и сервиз Яснецова «Яблоки».

Ольга Богданова. Скульптура «Афганец». 1957. Дулёво. Высота 29,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11957. Госкаталог: 29070721. Источник: goskatalog.ru
Ольга Богданова. Скульптура «Афганец». 1957. Дулёво. Высота 29,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11957. Госкаталог: 29070721. Источник: goskatalog.ru

Триптих по сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок» и колоритная статуэтка «Афганский курильщик» принесли бронзовую медаль Ольге Богдановой.

Бронзовых наград удостоились А. Д. Бржезицкая за скульптурные композиции «Тартарен из Тараскона» и «Принцесса на горошине», Н. А. Малышева – за скульптуру «Север» и Н. А. Хренов – за исполненное в палехском стиле блюдо «Сказка о царе Салтане».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Тартарен из Тараскона». 1957. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Тартарен из Тараскона». 1957. Музей Дулёвского фарфорового завода

Успех в Брюсселе закономерен. В это время сложился современный стиль дулёвских росписей – повышенная декоративность, яркость, крупный живописный рисунок. Рисунки отличаются мастерством исполнения, виртуозным наложением мазка.

В современном русском фарфоре и фаянсе определились два основных направления, две школы – московская и ленинградская. Различия этих двух школ прежде всего в том, что подмосковные заводы и Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова занимают неодинаковое место в системе нашей художественной промышленности: Дулёвский, Дмитровский и Конаковский заводы являются крупнейшими предприятиями по выпуску массовой посуды, в то время как производство Ленинградского завода имени Ломоносова в значительной степени направлено на создание специальной художественной продукции. Эти заводы наследуют разные исторические пласты русской культуры, по-разному сложились их авторские коллективы.

Конечно, и у каждого предприятия, относящегося к московской школе, имеются особенности своего художественного почерка. Творческие коллективы Дулёвского и Дмитровского (посёлок Вербилки Московской области) заводов верны народным традициям, имеют много общего, но посуду одного сразу отличишь от изделий другого. Фарфор Вербилок не так ярок, да и записан меньше, чем дулёвский. Вербилковцы бережнее относятся к его белизне. Они более сдержаны и деликатны: рисунок у них почти никогда не нарушает форму посуды, они не бросят крупную розу на миниатюрную чашку.

Для художников Дулёвского завода, считает искусствовед Л. Крамаренко, «характерна свободная кистевая роспись, густо, а то и сплошь закрывающая фарфор. Главный приём такой росписи – мягкий пастозный мазок. Мазок этот не просто наносит краску: отмечая движение руки мастера, он придаёт ритм рисунку; благодаря переходам от томного топа к светлому он всегда разнообразный и живой. Такую роспись фарфора – подчёркнуто декоративную, напряжённую по цветовой гамме и композиционному строю – первым начал Пётр Леонов».

Яркий, жизнерадостный фарфор пишут художники Дулёва. Использование золота в росписях делает их ещё более мажорными. Свежи и прозрачны работы Владимира Яснецова «Осень» и «Вечерняя песня».

Алия Пухлова (роспись). Григорий Монахов (форма). Чайник из сервиза «Сад весенний». 1978. Дулёво. Высота 20 см. Картинная галерея городского округа Балашиха / ДПИ-30/1. Госкаталог: 19082593. Источник: goskatalog.ru
Алия Пухлова (роспись). Григорий Монахов (форма). Чайник из сервиза «Сад весенний». 1978. Дулёво. Высота 20 см. Картинная галерея городского округа Балашиха / ДПИ-30/1. Госкаталог: 19082593. Источник: goskatalog.ru

Легки прекрасно написанные пионы на сервизе А. Пухловой. Сплошное кружево образуют кобальтовые розы на кувшине К. Кукушкина.

Константин Кукушкин (роспись). Чайник из сервиза «Рассвет». 1970-е. Высота 19 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-37/2. Госкаталог: 3670767. Источник: goskatalog.ru
Константин Кукушкин (роспись). Чайник из сервиза «Рассвет». 1970-е. Высота 19 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КСФР-37/2. Госкаталог: 3670767. Источник: goskatalog.ru

Прелестен розово-голубой узор Н. Борисова. Все эти вещи праздничны, веселы, задорны. «И в этом,– пишет искусствовед Л. Крамаренко,– они сродни дореволюционному фарфору русских заводов, его народным художественным корням. В то же время нельзя не заметить, что современная роспись строится по иным композиционным принципам. В отличие от своих исторических предшественников, художники Дулёва покрывают росписью предмет весь целиком, сплошным узором, не считаясь с его конструкцией, не выделяя детали формы, часто заполняя даже внутреннюю поверхность. Словно художник нарочито заявляет о своём декоративном таланте, манере, настроении».

Николай Борисов (роспись). Анатолий Рыжков (форма). Чайник из сервиза «Синие птицы». 1968. Дулёво. Высота 23,1 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2983/1-к. Госкаталог: 19942633. Источник: goskatalog.ru
Николай Борисов (роспись). Анатолий Рыжков (форма). Чайник из сервиза «Синие птицы». 1968. Дулёво. Высота 23,1 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2983/1-к. Госкаталог: 19942633. Источник: goskatalog.ru

Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив