Многие школьники сталкиваются с понятием «читательский дневник». Обычно, туда вносится список рекомендованных произведений к прочтению. Ученикам следует выписывать главных героев книг, выделять основную мысль текста. Какие же функции выполняет читательский дневник?
Во-первых, младшим школьникам достаточно сложно сформулировать основную идею произведения, ведь нужно сделать это достаточно лаконично, но не потерять основной смысл. Постоянно тренируясь, школьники обучаются этому. И постепенно всё легче становится понять суть рассказа.
Во-вторых, делая вывод на основе прочитанного, ребёнок лучше усваивает произведение, лучше его запоминает. И чтобы освежить память перед промежуточной или итоговой аттестацией по литературе достаточно просто внимательно просмотреть записи.
В-третьих, читательский дневник учит самостоятельности и дисциплинирует. Школьники учатся вести записи и систематизировать их, делать выводы и анализировать произведения.
Наконец, благодаря читательскому дневнику моно отследить, что действительно нравится ребёнку, какие жанры вызывают больший отклик.
Читательский дневник можно сделать самостоятельно, нужно лишь знать, какие графы внести и понимать, как их заполнять.
Но сейчас есть готовые читательские дневники. Они содержат список литературы, определённые задания на основе того или иного произведения, наводящие вопросы, облегчающие ребёнку процедуру анализа прочитанного и направлены на активизацию познавательных способностей детей.
Что выбрать? Решать ребёнку. Кому-то больше нравится иметь свободу творчества – выбрать тетрадь с привлекательной обложкой, расчертить её, может, даже добавлять рисунки или наклейки, ассоциирующиеся с произведением.
А кто-то считает, что наводящие вопросы и связанные с текстом задания помогают лучше уловить смысл и глубже понять произведение.
Главное – наличие читательского дневника и его ведение, а в какой форме это будет – второстепенный вопрос.