Найти тему
Андрей Словохотов

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДУМЧЕГО КУРГАНА. автор: А. Словохотов 27 мая 2018 года на территории Журавского

Оглавление

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДУМЧЕГО КУРГАНА.

автор: А. Словохотов

27 мая 2018 года на территории Журавского сельского поселения состоялось торжественное открытие памятника Думчей курган. Идея была хороша, но вот воплощение...

Судя по фотографиям, авторы ошиблись с названием памятника (курган все таки Думчей, а не Думчий), а для создания информационного стенда им потребовалось:

1. картина Васнецова "Богатыри" (никакого отношения к кургану не имеет).

2. карта луганского Краеведа Н. Ломако с сайта Папакома (к слову сказать весьма поверхностная и с ошибками).

3. непонятно кем написанный текст в котором упоминается Книга Большого Чертежу, Никоновская летопись, а также легенда о размене послов и князе Игоре.

Собственно подобного рода "креатив" благодарных потомков и порождает желание составить историко-географическую справку. Это моя третья публикация о Думчем кургане. В-первой было показано происхождение его названия; во-второй указывалось на наличие дороги от Карпова сторожевья к Меловому броду. Теперь предстоит отсеять исторические и географические данные от мифов и легенд.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ О ТОМ, ЧТО У КУРГАНА КНЯЗЬ ИГОРЬ ДУМАЛ "ДУМУ".

Никакого исторического основания у этой легенды нет. Идея смешивать данные источников 16-17 века со Слову о полку Игореве возникла от того, что географических описаний более раннего периода не сохранилась. Однако идея эта лишь породила множество глупостей и домыслов одна из которых смешать легенду о князе Игоре и Думчевом кургане. О том что "легенды" про думчий курган придумали литераторы, а не народ сохранилось четкое указание начала 19 века:

На первой версте встречается в правой стороне однодворческое село Курасовка, и до самого Белгорода тянется цепь 110 курганов, которые должны быть причислены по их положению к разряду сторожевых; чем ближе подъезжаете к харьковской границе, тем они чаще и, наконец, тянутся почти непрерывно цепью; эти курганы преимущественно расположены на самых возвышенных местах более к югу и юго-западу; из них один на 14 версте примыкает к самой дороге и называется Думчевым, но об нем нет никаких преданий.

Рукописный "Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от орловской границы до харьковской на 241 ½ верст"

МИФ О ЧАСТОМ УПОМИНАНИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ИХ НЕПРАВИЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ.

В интернете можно легко встретить расхожее утверждение о том, что в документации 16-17 века Думчий курган упоминается с завидной регулярностью. Причем несложно обнаружить, что автором этого мифа был В. Г. Загоровский:

"Думчий курган, как географический ориентир, неоднократно упоминается в документах XVI-XVII вв."

Любой историк, занимающиеся 16-17 веками, знает и степень сохранности документов этого периода (До Московского пожара 1622 г. они сохраняются фрагментарно) и то что опубликованы они в изданиях которые можно пересчитать по пальцам, сегодня это кстати можно сделать с помощью гугл букс. Вполне возможно какие-то упоминания мы упустим, но в целом картина выглядит так:

1. Никоновская летопись, источник ложной легенды о Думчем кургане как месте размена послов:

Впервые в источниках Думчей курган появляется в Никоновской летописи под 7062 годом (1553 г.), то есть на два года раньше первого упоминания в источниках Муравского шляха (в той же летописи под 1555 г.). Упоминается он в связи с проездом послов из Крыма, что и породило распространенную легенду о том, что возле этого места "разменивались послами" и отсюда название Думчей. Однако других упоминаний о размене послов на Думчем кургане нет. Впрочем, никто у Думчего кургана послами не менялся, надо внимательно читать текст:

"И они с послы поехали вместе до Думчего кургана, а отъ Думчаго кургана поехали напередъ".

Если элементарно просмотреть Дипломатическую переписку Крыма и Москвы опубликованную в сборниках Российского Исторического общества (РИА 41, РИА 95), то окажется что Думчей курган в ней вовсе не упоминается!

Важно отметить, что если Думчей курган упоминается в Никоновской летописи под 1553 годом, то следом в этой же летописи под 1555 годом впервые в документации Московского государства упоминается Муравский шлях. Это совпадение надо понимать, как свидетельство того что центральный аппарат Московского государства начинает осваивать терминологию Курско-Белгородского края.

2. Книга Большого чертежу, как источник ложной легенды о том, что Думчей курган лежит на Муравском шляхе.

Упоминание Думчего кургана в Книге Большого Чертежу пожалуй самое знаменитое:

А отъ Масленого долу къ Думчему Кургану (11) верстъ съ 20, а Думчей Кургана на Муравской дороге, отъ Донца отъ Съверскаго в) верстъ съ пол-30. А отъ Думчего Кургана изъ подъ Муравскiя дороги вътекла река Псел: , и пала, ниже Сулы реки.

Книга Большого Чертежу.

-2

Но те кто упрямо помещают Думчей курган на Муравский шлях забывают элементарную истину, о том что Книга Большого Чертежу это описание к крупномасштабному рисунку. Если же мы посмотрим на современную карту, то окажется что от линии водораздела по которому Муравский шлях проходит Думчей курган находится в 8 километрах.

3. Описание набега гетмана Сагайдачного в 1613 году, чьи указания не ясны, но возможно связаны с Сагайдацким шляхом.

"В лето 7121 отъ малороссийския киевския страны на украинные грады бысть нахождение литовских гетманов Саадашного и Желтовского со множеством воинства. Саадашной же с воинством своим ис града Путивля пойде на Болхов, на Белев, на Лихвин, на Перемышль, на Калугу и много зла сотвори и православных христиан крови пролия; и от Калуги возвратися вспять и шествоваше к Киеву чрез курской уезд, верх реки Псла, на Думчей Курган. И егда мимо град Куреск шествова, тогда к гражданам в онь и присылал от себя дву человека: объявляя, аки он града Курска, уезду и в нем живущим воинству своему заповеда ни единого зла сотворяти".

Еще известие о московском походе Сагайдачного // Киевская старина, № 1. 1886

Соответственно, маршрут Гетмана Сагайдачного можно воспроизвести, как сначала по правому берегу Оки от Калуги (скорее всего по Свинной дороге), затем в верховьях Оки поворот на Пахнутцеву дорогу, затем в районе Тепловских высот поворот к Курску, наконец от Курска путь к Думчему кургану, по той дороге что называлась Старой Белгородской.

-3

Однако смысл этого маневра понять сложно. Если гетман действительно возвращался в Киев то уклонятся на 90 километров к Думчему кургану не имело никакого смысла.

4 Набег Урак-Мурзы 1623 г, как первый указатель на секретную дорогу.

Описанию Набега Урак-Мурзы посвящена специальная статья Александра Зорина "Возвращение Урак-Мурзы: тактика курских служилых людей в борьбе с татарскими набегами". На наш взгляд это одна из лучших статей по теме Муравского шляха.

В истории Думчего кургана описание набега наиболее ценно, тем что в нём совершенно явно указывается, что Думчей курган находился на Пахнутцевой дороге. Кроме того указывается что в районе Думчего кургана можно эту Пахнутцеву дорогу обойти параллельным маршем:

"а головы с ратными людьми, покиня их сакму, шли под ними день да ночь по правую сторону вверх по Семине Ржавой и, обшед их против Думчего кургана".

-4

5. Роспись Сухоткина 1637 года, как второй указатель на "секретную дорогу".

А сакма лежит через реку Ворскол выше Карповскаго сторожевья и вверх Ворскла и реки Псла мимо Думчей курган в курские места. А большая Муравская сакма лежит верх Липоваго и Сажного Донца и верх Донца Северскаго и Кореня и Корочи и верх Семицы Донецой и Котлубанской на Изюмскую сакму к Пузацкому лесу.

7. Отписка тульского воеводы, боярина И. В. Морозова 1644 года, как пример стандартного упоминания появления татар у кургана.

они с тое сторожи разъезжать Муравские сакмы и будут от сторожи вестах в 5, и видели де они, приезжали к реке ко Пслу человек с 20 татар и, быв у реки Псла, поши назад на Муравскую сакму; и после де того идут Муравскою сакмою к Думчему кургану в Русь большие люди татары, а чаять дет, господине, тех татар приходу под Куреск и под Ливны и под иные украйные городы.

8. Выписка в Разряд о построении новых городов и черты 1681 г, как пример стандартного указания появления татар у кургана.

по 2-й, по Муравской и Бакаевым шляхом, меж Северскаго Донца и рек Мерха и Ворскла к Думчему Кургану - на Курския и на Северския и на иныя тамошния места; а промеж же рек Волга и Дону прежними Сакмами, которыя писаны выше cего приходили на Рязанския места и в Низовые городы Озовцы и Нагайские кочевые татаровя;

ДУМЧИЙ КУРГАН - НЕ ВЕРХОВЬЯ РЕКИ ПСЁЛ.

Если говорить строго географически, то согласно современных данным Думчей курган не отмечает главное верховье реки Псёл. Это одна из господствующих высот (не самая высокая), между двух логов в верховьях Псла (опять же, глядя на карту нельзя их назвать главными). Главная высота и главное верховье находятся северо-западнее.

-5

Причем это обстоятельство отмечено еще на карте Шуберта - по сути первой подробной и точной карте России.

-6

Впрочем, магия места периодически действует и на геодезистов и они ставят высшую отметку Псла у Думчего кургана. Например на предвоенной карте РККА:

-7

ДУМЧИЙ КУГАН НЕ У ПЕРЕКРЕСТКА ТАТАРСКИХ ШЛЯХОВ.

Есть расхожие заблуждение, что Думчей курган это перекресток татарских шляхов либо Муравского с Пахнутцевой дорогой, либо Муравского с Пахнутцевой дорогой и Бакаевым шляхом. Есть точка зрения, что Думчей курган стоит ровно на Муравской дороге. Происхождение этого популярного заблуждения (оно восходит к Книге Большого Чертежу) и его распространенность (цитат только из современных публикаций докторов наук я могу привести не менее 5 (!)) не так важно, как сама суть. Думчей курган стоит слегка в стороне от главных дорог региона которые проходят по водоразделам.

-8

ДУМЧЕЙ КУРГАН КАК МЕЖЕВАЯ ГРАНИЦА.

Согласно Планам Генерального Межевания Думчей курган стоял на стыке трех уездов: Обоянского, Белгородского и Корочанского. Мимо него проходила дорога из Обояни в Корочу:

-9

Думчей курган на плане Белгородского уезда

-10

Думчей курган на плане Корочанского уезда.

Карта Делиля Обоянского уезда (1720-е годы) позволяет предположить, что это деление уездов достаточно древнее.

-11

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b55003072h/f1.item.r=oboian.zoom

Однако, границы уездов в регионе менялись по мере возобновления или строительства новых городов. В конце 16 века, когда не был построены Курск, Обоянь и Короча (с "нарезкой Курского, Обоянского и Корочанского уездов соответственно.), Белгородский уезд граничил с Путивльским. И тогда граница проходила севернее Думчего кургана по Псельцу и Ржавой Семице:

-12

Карта из статьи Дедука А. В. К исторической географии белгородского уезда в конце 16 века.

Таким образом, Думчей курган - своеобразная историко-географическая загадка. Ни исторических, ни географических причин его особенности при беглом обзоре не существует. А следовательно следует более детально рассмотреть район в котором курган находится.