Найти тему
Кинооператор рассказывает

103. Чем полёт на Луну 1969 года отличался от полёта 1949 года? Старт ракеты.

В 1949 году в США кинокомпанией Eagle-Lion Films начала снимать фильм "Место назначения - Луна" (Destination Moon). В 1950 году фильм вышел в прокат, а в 1951 году получил "Оскара" за лучшие визуальные эффекты и номинацию на "Оскара" за лучшую работу художника-постановщика. Подготовка декораций, оборудования и пробные съёмки начались в 1948 году. Всего на фильм ушло два года работы.

Плакат к фильму "Место назначения - Луна"
Плакат к фильму "Место назначения - Луна"

После этого фильма проходит примерно 20 лет и США выпускают в "прокат" новую кинопостановку - полёт на Луну под названием "Аполлон-11". И хотя премьера сериала "Аполлон-11" состоялась в 1969 году, подготовка декораций и пробные съёмки были начаты за несколько лет до этой даты, ещё в 1965 году.

И вот теперь, когда у нас есть два фильма о высадке людей на Луну, давайте сравним эти два варианта. Посмотрим, что изменилось в технике комбинированных съёмок за истекшие 20 лет. Конечно, бюджеты этих фильмов не сопоставимы. На сериал под названием "Миссия Аполлон" было затрачено много миллиардов долларов, а бюджет фильма "Место назначения - Луна" составлял скромные 600 тысяч.

В 1946—1949 году успешно прошли первые суборбитальные запуски баллистических ракет, поднимавшиеся в высоту до 190 км и сконструированные на основе ФАУ-2 Вернера фон Брауна.

ФАУ-2
ФАУ-2

Поэтому в 1949 году за прототип ракеты для фильма была взята ФАУ-2. В реальности ФАУ-2 была была высотой 14 метров, одноступенчатой, диаметром чуть более полутора метров. Разместить внутри такой ракеты экипаж было невозможно, поэтому создатели фильма просто увеличили её в три раза. В интернете можно найти информацию, например в Википедии, что

Для съёмок эпизодов связанных с ракетой декораторам пришлось создать полноразмерную реплику ракеты высотой около 40 метров.

На самом деле такая информация является недостоверной. В крупном масштабе изготовили только нижнюю часть ракеты.

-3
-4

А для общих планов использовали макет (миниатюру) небольшого размера.

Ракета на старте из фильма "Место назначения -Луна. Макет (миниатюра).
Ракета на старте из фильма "Место назначения -Луна. Макет (миниатюра).

Старт ракеты, сам момент зажигания, показали на экране бортового телевизора, на который как бы смотрят космические путешественники.

-6

Конечно, ракета была бутафорская, игрушечная, никуда не взлетала. И максимум, что удалось показать в фильме - сноп искр из сопла.

-7

В отличие от этого, старт ракеты в 1969 году показали более зрелищно и масштабно. Во-первых, ракета была высотой в 110 метров и уже не одноступенчатой, как ФАУ-2, а трёхступенчатой. Вместо скромного снопа искр зрители увидели мощное бушующее пламя из сопел двигателя.

-8

На день премьеры сериала "Аполлон-11", 16 июля 1969 года, пригласили массу народа и устроили красочный "фейерверк".

Старт "Аполлона-11"
Старт "Аполлона-11"

Ракета-носитель "Сатурн-5" с "Аполлоном-11" наполовину была настоящей, а наполовину - бутафорской (верхняя часть была пустой) и стартовала без экипажа. Эта ракета изобразила эффектный старт, но не вышла даже на орбиту Земли.

Старт ракеты в 1969 году, без сомнения, показан более зрелищно, чем в фильме 1950 года выпуска. Но вот дальше, первые минуты полёта, в фильме "Место назначения - Луна" показаны значительно интереснее.

При наборе скорости астронавты начинают ощущать перегрузки. Их лица тяжелеют, тела вдавливаются в подложенные внизу маты. По-видимому, в момент съёмки из надувного матраса просто выпускали воздух, и тело под собственной тяжестью опускалось вниз.

-10
-11

Актёры старались лицом изобразить страдания, которые вызывали сильные перегрузки.

-12

В этом им помогали гримёры, они на щёки актёров приклеивали специальные накладки, изображающие оплывание лица.

-13

Интересно, а как чувствовали себя при наборе скорости астронавты "Аполлона-11"? Ведь это было крайне важно знать в таком рискованном путешествии. Я стал искать такие кадры... и не нашёл их.

"Как же так?" - подумал я. - "В Советском Союзе даже собачек в кабине космического корабля снимали!" Впервые в мире телеизображения с борта космического корабля-спутника были получены 19 августа 1960 года при полёте собачек Белка и Стрелка с помощью комплекса аппаратуры космовидения «Селигер», созданного Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения.

-14

Первые минуты полёта Юрия Гагарина (12 апреля 1961 г.) снимали внутри космического корабля две бортовые телекамеры (сбоку и анфас):

Юрий Гагарин во время полёта 12 апреля 1961 года
Юрий Гагарин во время полёта 12 апреля 1961 года

За полётом Алана Шепарда, первого астронавта, пересекшего границу космоса в суборбитальном полёте (т.е. без выхода на орбиту), 5 мая 1961 г., следили 2 кинокамеры: одна снимала приборную доску, вторая — лицо астронавта. Позднее выяснилось, что во время полёта Шепард повредил слух, и его на несколько лет отстранили от космических испытаний.

Алан Шепард в полёте
Алан Шепард в полёте

В кабине Джона Гленна, первого американский астронавта, совершившего орбитальный полёт 20 февраля 1962 г. (после Юрия Гагарина и Германа Титова), мы видим за его плечом объектив съёмочной камеры.

Джон Гленн в полёте
Джон Гленн в полёте

А где же лица "аполлоновцев"? Неужели за все "лунные" экспедиции, за все эти несколько лет, никто не снимал астронавтов внутри космического корабля в минуты старта?

Пересмотрел документальный фильм 1989 года "Для всего человечества" (For All Mankind). Вот нам показывают, как астронавты на лифте поднялись на самый верх ракеты. Затем одного астронавта (из "Аполло-17") куда-то усаживают.

Кадр из фильма "Для всего человечества", 1989 г.
Кадр из фильма "Для всего человечества", 1989 г.

Потом работники НАСА кого-то заталкивают за дверцу люка - и всё...

-19

Крытый трап отходит от верхней части ракеты. И астронавтов мы больше не видим.

-20

Вероятнее всего, эти кадры с заталкиванием астронавтов снимались не в день старта, а дней за 20 до него. Так, "Аполлон-11", стартовал 16 июля, а 27 июня начался демонстрационный тест предстартового отсчёта (Countdown Demonstration Test), генеральная репетиция всех предстартовых процедур, включая проверку всех систем, полную заправку ракеты топливом и подъём экипажа в кабину корабля. 3 июля тест успешно завершился, имитация старта была достигнута в 13:32 UTC.

Скорее всего, съёмочная группа в день старта "Аполлона-11", 16 июля 1969 г., не ходила вместе с астронавтами по лестничным переходам, по трапам и не поднималась на высоту 100 метров. Всё это было отснято заранее, за 2-3 недели до старта. Отсюда, по-видимому и возникли все эти накладки со шлангами и эмблемами. То у астронавтов белые шланги, то потом чёрные. То на скафандре две эмблемы (НАСА и Орёл), то вдруг одна. Подробно обо всех этих накладках ещё в 2011 году писал Андрей Кудрявец.

Белые шланги и две эмблемы на груди
Белые шланги и две эмблемы на груди

Чёрные шланги и одна эмблема.
Чёрные шланги и одна эмблема.

Старт "Аполлона-11" произошёл в 9 часов 32 минуты утра. За 3 часа 4 минуты до старта корабля экипаж «Аполлона-11» вышел из здания, где проходило облачение в скафандры. У всех были скафандры с белыми шлангами.

У всех астронавтов белые шланги и по две эмблемы на груди
У всех астронавтов белые шланги и по две эмблемы на груди

За 2 часа 40 минут до старта экипаж, поднявшись на лифте, оказался на вершине стартовой башни уже с чёрными шлангами. Изменения произошли за 20 минут

Экипаж на вершине стартовой башни. Армстронг идёт первым с чёрными шлангами, за ним Коллинз, тоже с чёрными шлангами, замыкает их - специалист стартовой команды. Олдрина не видно.
Экипаж на вершине стартовой башни. Армстронг идёт первым с чёрными шлангами, за ним Коллинз, тоже с чёрными шлангами, замыкает их - специалист стартовой команды. Олдрина не видно.

Однако мы не видим цельного и вызывающего доверия репортажа, есть только отдельные кинокадры и отдельные фотографии, которые противоречат друг другу. Они сняты около космического корабля, но совершенно в разные дни. По-видимому, в день старта "Аполлона-11" никто из телезрителей не видел, как экипаж садился в космический корабль.

Сейчас даже трудно представить, что во время старта не будут показывать экипаж.

Может, я недостаточно хорошо искал, но что-то не припомню за последние 10 лет кадров экипажа космического корабля "Аполлон" внутри космического корабля перед стартом и сразу после него. Есть съёмки за несколько часов до старта и кадры, снятые как бы через несколько часов после старта. И ничего более.

Вот, например, телевизионная трансляция старта "Аполлона-11", до старта остаётся ещё 40 мнут. Что же показывают в это время? Показывают верх ракеты, низ ракеты, бок ракеты, потом ракета издалека, ракета вблизи, ходят какие-то люди, кто-то сидит в ЦУПе, опять ракета вблизи, опять издалека, опять ЦУП, опять ходят какие-то зрители и т.д.. Задействовано огромное количество телекамер. И ни разу за 40 минут нам не показали экипаж.

Где же телевизионная картинка лиц экипажа во время старта? Где
Армстронг, Олдрин и Коллинз? А экипажа нет. Нам показывают старт пустой ракеты.

Максимум, что показали в прямом эфире то телевидению, например, во время старта "Аполлона-12" (ноябрь 1969 г.) - это выполненный то ли цветными карандашами, то ли акварельными красками рисунок каких-то безликих астронавтов - не понятно, из комикса эти картинки или из какой-то фантастической книжки 50-х годов.

Кадры якобы прямого телевизионного эфира из кабины корабля "Аполлон-12", переданные во время старта ракеты. На самом деле - цветные рисунки вместо видеокадров.
Кадры якобы прямого телевизионного эфира из кабины корабля "Аполлон-12", переданные во время старта ракеты. На самом деле - цветные рисунки вместо видеокадров.

Может, технически сложно было вести телепоказ из командного модуля "Аполлона"? Вряд ли. В СССР прямую передачу в телевещательную сеть с космического корабля, находящегося на орбите, осуществили ещё аж в 1962 году.

13 августа 1962 года Центральное ТВ СССР уже четыре раза передавало ТВ-программы, посвященные героическому полету космонавтов А.Г. Николаева и П.Р. Поповича в системы «Интервидение» и «Евровидение». Всего же за 3 дня полетов КК «Восток» ЦТВ СССР вело непосредственные передачи из космоса 15 раз.
-28
В другом сообщении того же ТАСС говорится, что тогда же, но «в 20 час. 40 мин. по московскому времени Центральное ТВ СССР передало непосредственно с космического корабля «Восток-3» специальную ТВ-передачу». Следовательно, 11 августа 1962 года можно смело считать днем первой в мире непосредственной передачи ТВ-изображения с КЛА (космического летательного аппарата) в сеть телевещания.

Пояснения Н.С. Хрущеву о полете А.Г. Николаева  дает генерал-майор  П.А. Агаджанов, 11 августа 1962 года. НИП-10.
Пояснения Н.С. Хрущеву о полете А.Г. Николаева дает генерал-майор П.А. Агаджанов, 11 августа 1962 года. НИП-10.

Извините, что так подробно останавливаюсь на передаче изображения из космического корабля. Ведь обязательно найдутся люди, которые напишут в комментариях, что невозможно было показать "армстронгов" внутри ракеты, потому что телекамера для репортажа имела в 60-е годы большие габариты, и её невозможно было разместить внутри.

-30

А когда спросишь - а как же передавали с Луны телевизионные репортажи с помощью крошечной телекамеры, то тебе обязательно ответят: "Это другое!"

А вообще-то мы слишком отвлеклись на старт ракеты. Продолжим сравнивать два "лунных" фильма, "Аполлон" и "Место назначения - Луна" по другим эпизодам. Впереди разговор про создание невесомости, про лунные панорамы и возврат на Землю.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

Продолжение статьи: 104. Как создавали эффект невесомости в полёте на Луну в 1969 и 1949 году? Часть2.