Неуверенность в себе.
Чтобы взрастить ребенка-чемпиона, который в последующем сможет стать шахматным профессионалом, необходимо благоприятное стечение многих не взаимосвязанных обстоятельств:
- Спортивная среда, в которой воспитывается ребёнок, должна быть благоприятна для его профессионального роста. Сюда же можно отнести и его тренера, и его окружение, и доступность турниров и прочие с этим связанные факторы.
- Ребёнок должен быть в должной мере усерден и трудолюбив.
- Ребёнок должен быть хотя бы чуточку талантлив.
- Родители ребёнка должны быть готовы вкладываться в своё чадо материально (оплата занятий, поездок на соревнования и т.п.).
- Родители и наставники должны всеми силами морально поддерживать юное дарование, максимально стараясь привить ему уверенность в своих силах, при этом избегая чрезмерного давления на ребёнка;
Здесь можно ещё много чего написать, но это будут уже производные от вышесказанного.
Пункты 1-3 в той или иной мере одинаковы для большинства ребят.
Благоприятную спортивную среду в наше время, при желании, найти можно. Хороших тренеров сейчас хватает, а при дефиците есть и скайп, и зум, и бесплатные уроки на youtube.com, было бы желание. Усердие и трудолюбие можно развивать, хотя и придётся приложить приличные усилия в этом направлении. По поводу "обделенности" кого-либо талантом у нас вообще своё особое мнение: каждый ребёнок в той или иной степени талантлив, главное - найти правильный подход!
Пункт 4 до недавнего времени был достаточно проблемным. Но люди сейчас стали гораздо лучше осознавать, что дети - это наше будущее, и намного охотнее вкладываются в развитие своих замечательных чад! За что им низкий поклон и уважение!
А вот с пунктом 5 всегда большие проблемы... Потому что он касается психологии. У всех нас разное воспитание, разные взгляды на жизнь и разные пути. И каждый из нас считает, что своих детей нужно воспитывать только так-то и не иначе. И это замечательно!
Но зачастую бывают перекосы и перегибы, которые подрывают моральное состояние юных спортсменов. Перечислим два главных:
- Родители или наставники чересчур требовательны и им нужно, чтобы ребёнок побеждал во что бы то ни стало! В итоге, если у ребёнка что-то не получается, на него может посыпаться критика, упрёки, обвинения (а бывает и хуже!);
- Родителям или наставникам безразлично, получается у ребенка или нет. Лишь бы чем-нибудь был занят и на том спасибо... В этом случае и ребёнку тоже может быстро стать безразлично, раз и другим до него нет особого дела. Дети это очень тонко чувствуют, на подсознательном уровне!
И нахождение золотой середины между этими двумя крайностями - наверное самая неразрешимая задача!
Пожалуй, начнём с примера.
Матвеева Кристина - Михайлова Вероника (Новокузнецк, 2019-2021 г.)
1. e4 c5 2. Кf3 Кc6 3. d4 cd 4. Кd4 g6 5. c4 Сg7 6. Сe3 Кf6 7. Кc3 Кg4!? 8. Фg4 Кd4 9. Фd1 e5 10. Кe2? Фb6! 11. b3 O-O 12. Кc3 Фa5 13. Фd2?? Кb3 14. ab Фa1+ 15. Kрe2
Объективно, белым впору сдаваться. Играют не начинающие девочки, а юные спортсменки 2-3 взрослого разряда, у чёрных солидный материальный перевес, плюс белый король "гуляет" по доске.
Чёрными играла наша ученица Вероника, мы отлично подготовились к этой партии, и сейчас осталось только ввести в бой ладьи, после чего партия должна быстро закончится. Но произошло необъяснимое: черные стали буквально каждым ходом ходить назад!
15...Фa5? 16. g3 Фd8? 17. Кd5 a6? 18. Сc5 d6 19. Сe3 Лb8? 20. Сb6 Фd7
За считанные ходы черные сами прижались к "канатам" практически всем войском!
21. h4? Фg4+ 22. Kрe1 Фf3? (Черные не видят, что можно просто срубить на Е4) 23. Лh2 Сe6? 24. Сg2 Фg4 25. Кe3 Фh5 26. f3 f5 27. ef Сf5? 28. g4 Сg4 29. fg Фh6 30. g5 Фh5 31. Фd5+ Kрh8 32. Лh3! Лf4 33. Сf3 Лf3 34. Фf3 Фf3 35. Лf3 и белые без труда довели партию до победы.
Как же так?... Мы долго размышляли на эту тему...
Важно, критически важно, чтобы у юных спортсменов была здоровая уверенность в своих силах.
"Я смогу, я доведу партию до победы, до логического завершения. Я буду внимателен и сосредоточен. Когда у меня будет благоприятная позиция, я буду идти вперёд. Когда я буду в роли догоняющего, я буду защищаться цепко и точно"... Примерно такие установки должны обязательно прививаться на этапе тренировок, на этапе подготовки к турниру, к важным партиям. Хорошо, просто замечательно, если они уже есть. Но если ребёнок сомневается, то их обязательно нужно прививать искусственным путём! Иначе будет именно так, как в партии выше.
Над юным спортсменом может сильно "довлеть" призрак "неудобного соперника", которого он никак не может победить и постоянно ему проигрывает. О том, как преодолевать такие "блоки", мы поговорим в отдельной статье, а сейчас пример на эту тему:
Шамрай Анастасия - Михайлова Вероника (Новокузнецк, 2019-2021 г.)
1... a3 2. Kрd3 Сb4
Черные легко побеждали, приводя в движение пешки королевского фланга 2...Сb2 3. Kрc2 Kрf5 4. Лa7 g5 5. Сd2 h5
3. Kрc4 Сe7
И снова путь к победе не сложен 3... a2! 4. Kрb4 Лb1+
4. Лa7 Сf8 5. Лa8 Сe7 6. Лa7 Лc1+??
Нужно было просто защитить слона 6... Ле1
7. Сc1 увы и ах... 1-0
Вы можете возразить, что на детском уровне подобные зевки случаются сплошь и рядом, чего же их разбирать?
Согласны! Но... зевки зевкам рознь! Когда ребёнок уверенно "выметает" почти всех, а затем раз за разом в решающих партиях вот так вот подставляется в критический момент, когда до победы рукой подать, тут уже дело не в "зевках", а в психологических установках!
И именно поэтому мы ВСЕГДА буквально ВНУШАЕМ ребятам, что они САМЫЕ ЛУЧШИЕ, что мы БЕСКОНЕЧНО ВЕРИМ в них, даже если они сами сомневаются! Это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНО!!! Без этого очень трудно достичь хороших спортивных результатов!
Конечно, есть у такого подхода и свои минусы. Это может, например, способствовать развитию "излишней" самоуверенности в себе, недооценке реальной силы противников, переоценке своей позиции... Но тут уж лучше "переборщить" со специями, чем ощущать их недостаток!
Да, бывают у нас и мелкие "трагедии" из-за недооценки противника, сейчас покажем пример на эту тему. Но это потом можно быстро поправить своевременным "внушением", а вот недостаток уверенности в себе потом очень трудно восполнить!
А вот и обещанный пример:
Тишков Никита - Шабалин Вячеслав (Новокузнецк, 2019-2021 г.)
Важнейшая партия на Первенстве города! После приключений в дебюте чёрные отлично провели миттельшпиль и получили совершенно выигрышный эндшпиль. Но в этом момент, буквально на глазах тренера, разыгралась настоящая эмоциональная трагикомедия! Сперва чёрные думали, что побеждают практически любыми путями, и пошли
1... a5?!
Хотя гораздо проще и легче простое 1... Kрd7 2. Kрf4 Kрd6 3. Kрe4 Kрc5 4. Kрe3 a5 5. Kрd2 Kрd4 6. Kрc2 b4 7. ab ab 8. Kрd2 c3+. Куда уж проще? Легчайший пешечный с лишней пешкой. Если учесть, что чёрными играет КМС, то эти ходы делаются за секунды без особых размышлений...
Но после 2. Kрf4 уверенность чёрных пошатнулась... И они ударились в панику! Слава не верил своим глазам: "Как же так??? Где мой "пешечник" с лишней шашкой???", - так и читалось в его глазах. И он так и не смог взять себя в руки и шлёпнул следом 2...Kрd7??
А победа всё ещё была за чёрными, вот только нужно было собраться и найти прорыв: 2... a4! 3. Kрe5 b4!! 4. Kрd4 c3! 5. bc ba
Теперь же партия быстро заканчивается вничью:
3. Kрe5 b4 4. ab ab 5. Kрd4 c3 6. bc bc 7. Kрc3 Kрd6 8. Kрd4=
Да, такие вот ситуации могут происходить из-за излишней самоуверенности! Но это намного лучше, чем то, что произошло в следующем примере:
Горбунов Максим - Плотников Сергей (Новокузнецк, 2019-2021 г.)
Белыми играл мальчик 2010 года рождения 1 юношеский разряд, чёрными - юноша 2004 г.р., 2 взрослый разряд.
Шахматной составляющей тут совсем немного, практически все ходы - сплошная "детская психология".
Мальчик, игравший белыми, морально не верил, что "способен" победить в этой партии. И хотя тут ОЧЕНЬ СЛОЖНО НЕ ВЫИГРАТЬ, он нашёл какой-то буквально единственный путь к поражению!
1. Лc7? (А почему не другой ладьёй "съесть" пешку "С"? Это большая загадка... Играют ведь далеко не начинающие! И белые где-то не на зевке получили лишнюю ладью, а честно "добыли" в боях, я сам это видел!)
2...Лa6 (теперь чёрным можно пока что не сдаваться!) 2. Лc2 Лa4+ 3. Kрd5 Лa5+ 4. Лc5 Лa2 5. h3 Лd2+ 6. Kрe6 h6 7. Kрe7 Лe2+ 8. Kрf8 h5 9. Лc7 f5 10. Лg7+ Kрf6 11. Kрg8 Лa2 12. Лh7?? Лa8# Ужас!
Я хорошо знаю мальчика, игравшего чёрными, и с уверенностью могу сказать, что он хороший игрок. Всегда борется по своему возрасту, когда-то получается чуть лучше, когда-то чуть хуже... Но в этой партии он не верил в свою победу! А как можно победить, если ты знаешь, что это не возможно???
Поэтому ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНО, чтобы ребёнок старался играть "против фигур", а не против их предводителя))) Предводитель может быть "большой" и "страшный", а вот фигуры у него не всегда такие))
И на последок пример из творчества нашего воспитанника, которому только неуверенность в своих силах мешает достичь хороших спортивных результатов. Он старается изо всех сил, стабильно занимается, решает задачи в большом количестве, но в решающие моменты его подводит именно неуверенность в себе.
Ткаченко Владимир - Атучин Денис (Новокузнецк, 2019-2021 г.)
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Сc5 4. b4 Сb4 5. c3 Сa5 6. O-O d6 7. d4 ed 8. cd Сg4 9. d5 Сf3 10. gf Фf6 11. dc bc?
До этого обе стороны играли достаточно хорошо. И сейчас неочевидный ход 11... b5! приводил к неясным осложнениям, которые, впрочем, должны были закончится более менее равной позицией: 12. e5! Фg6+ (Опасно 12...Фe5 13. Сd2 Фa1 14. Сa5 bc 15. Сc3) 13. Kрh1 bc 14. Кa3 +=/=
12. Сd2!?
Белые побеждали, хотя легко запутаться в вариантах: 12. Фa4! Фf3 13. Фc6+ Kрe7 14. Кd2! Сd2 15. Фc7+ Kрf8 16. Фd6+ Кe7 17. Сd2. Но и сейчас преимущество не потеряно.
12... Фa1 13. Сa5 Фe5 14. Сc7?
Нужно было довольствоваться "малым": 14. Сc3! Фg5+ 15. Kрh1 с отличной позицией
14... Kd7. А теперь неожиданно слон попадает в западню! И Вова запаниковал... Глаза забегали, ручки затряслись... Эмоции хлынули через край... Весь воинственный "настрой", который тренер вливал "в уши" до партии, буквально испарился...
15. Ba5?
Раз уж слон погибает в любом случае, то почему хотя бы не отдать его за что-нибудь? 15. Сd6 Фd6 16. Фe2 и это вполне нормально смотрится, с таким-то королём у чёрных! Но... банальный зевок из-за потери концентрации и неуверенности в себе... Хотя уровень игроков нормальный, примерно 2 взрослый разряд.
15... Фa5 16. Сf7 Кf6 17. Фb3 Фc7?
Черные тоже немножко дали маху, прибывая ещё в лёгком шоке от того, что короля вот-вот должны были заматовать, а он ускользнул... Нужно было ускользать "до конца": 17...Kc7 18. Фe6 Фe5 и теперь уже выиграно.
18. Фe6+
Можно было снова перехватить инициативу: 18. e5! de 19. Фe6+ Kрd8 20. Лd1+ Кd5 21. Кc3! с сильной атакой. Но желание побыстрее добраться до черного короля малыми силами взяло верх.
18... Kd8 19. Лd1 Фe7 20. Лd6+ Кd7
Неожиданно атака выдохлась, и сейчас нужно было перестраиваться на "спокойные" рельсы, например 21. Лc6 Фe6 22. Сe6. Хотя у чёрных и получше, но ещё вполне можно бороться! Однако последовало импульсивное
21. Фe7+ Kрe7 22. Лd2? (под все "вилки" сразу!) 22...Кe5! 23. Сh5 g6 24. Сg4? (Хоть бы 24. f4! gh 25. fe, а так совершенно "беззубо") 24... h5! 25. h3 hg 26. hg Кf3+ 27. Kрg2 Кd2 и белые наконец сдались.
Что сказать... работа над собой, Вова, работа над собой...
Итак, давайте подведём итоги. Что мы рекомендуем:
- Обязательно уделяйте внимание культивированию здоровой уверенности в себе у ваших учеников! Ни в коем случае не подвергайте сомнению их способности и возможности!
- Как можно чаще говорите своим ученикам, что они САМЫЕ ЛУЧШИЕ, что у них ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ, что им ВСЁ ПОД СИЛУ!!!
- Обязательно донесите эту позицию и до родителей! Важно, чтобы у ребёнка всегда был крепкий "тыл".
- Вполне подойдут лёгкие формы аутотренинга, когда ребята дружно повторяют за тренером: "Я отличный игрок! У меня всё получается! Я всё смогу! Я буду стараться изо всех сил!". Но тут, конечно, важно не "переусердствовать", делая это ненавязчиво и переводя всё больше в юмор.
- Старайтесь донести до ребят, что нужно играть "против фигур", а не "против соперника". Иначе встречи детей с игроками, сильно превосходящими их по возрасту, будут сопряжены с большими трудностями!
Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.
Заходите в гости и к нам на ютуб, где вас ждём много интересных видео: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.
И не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новых публикаций!
#детские шахматы #детская психология #шахматы для всех #психология детских шахмат #шахматы #шахматный клуб чемпион #уверенность в себе #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам