Найти в Дзене

Противостояние человека и мира в романе Кафки

Оглавление

Обзор романа

                                              Обложка книги Кафки
Обложка книги Кафки

Подобно тому, как происходила эволюция во времени, прослеживается и эволюция в романах данного автора. "Америка", "Процесс" и "Замок" - малая часть спирали его творчества. Эти произведения создавались в хронологической последовательности. "Америка" в 1911-1916 годах, "Процесс" - в 1915-1918, а "Замок" - в 1921-1922.

В его романах заметна тенденция смены настроений. Среди мрачных вещей вдруг виден луч надежды. На проблески оптимизма внезапно спускается черная тень. Ранним произведениям присущ экспрессионизм, который отсутствует в поздних творениях прозаика.

В 1903 году юный писатель говорил О. Поллаку, что "можно уважать крота и его манеру, но не следует делать из него для себя святого". Будучи серьезно больным, Кафка изобразил в "Норе" человека в образе животного, которое вырыло целую систему подземных убежищ для себя, но все равно находилось в страхе от ожидания врага - более сильного зверя. Здесь преобладал каменный тупик. Игра с сущим сменялась более сложным к нему отношением, более глубоким пониманием его множественных противоречий.

"Америка" представляет собой повествование про мальчика 16 лет, которого с бедненьким чемоданчиком в руках родители отправили из Чехии в далекий Нью-Йорк, наказав за прелюбодеяние со служанкой, точнее за то, что он поддался ее соблазну.

Имя главного юного героя - Карл Россман. Он на редкость скромен, наивен, добр, отзывчив, всегда готов помочь другим. По вине самых разных эгоистов и демонических подлецов, то и дело пользующихся его открытостью, он частенько попадал впросак, оказываясь завлеченным в разного рода авантюры, загадочные неприятности.

                                                               Юный Кафка
Юный Кафка

Здесь, как во многих творениях Кафки, человек противопоставлен чуждому и враждебному миру. Мир обладает определенной точностью и конкретикой. В момент написания романа автор находился под сильнейшим влиянием Чарльза Диккенса. Заметно сходство с обстановкой из "Оливера Твиста" и "Дэвида Копперфильда".

Также ярко видны реалии современной литератору Америки: праздные богачи, митингующие металлисты, замученная безработицей женщина, ведущая борьбу со строительных лесов...

Удивительно то, что Кафка никогда не бывал за океаном ради вдохновения и не страдал из-за этого. Он писал к Фелице Бауэр: "Видела ли ты когда-нибудь демонстрации, происходящие в американских городах накануне выборов окружного судьи? - Конечно, не видела, так же как и я, но в моем романе эти демонстрации как раз в разгаре".

Прозаик писал то, чему сам никогда не был свидетелем. Его маленького жизненного опыта вполне хватило бы на роман о действительности Средней Европы, в том числе и на социальную реальность.

Благодаря своей службе писатель был хорошо знаком с бесправным положением чешского пролетариата и симпатизировал обманутым предпринимателями рабочим. Однажды он сказал Броду: "Как скромны эти люди. Они приходят к нам с просьбами вместо того, чтобы штурмовать нашу контору и все разнести вдребезги, они приходят с просьбами"... Роман созидался из американского, не чешского материала.

На это был ряд причин самого разного характера. Автор понимал среду как чуждую человеку. Он смотрел на нее взглядом вольтеровского гурона. У героя был отстраняющий, отчуждающий взгляд. Персонаж преображал реальность, извлекая абсурды из привычного, примелькавшегося.

С другой стороны в произведении открывается часть души автора, его переживания, субъективный мир в согласии с его законами индивидуальности, мифотворческой символики.

                           Образ главного героя романа Кафки "Америка"
Образ главного героя романа Кафки "Америка"

Кафка очень хотел создать традиционный роман, в некотором роде диккенсовский. Подобному творению необходимы люди и предметы, не искаженные болезненным объединением со своим наблюдателем, а сохраняющие дистанцию по отношению к нему.

У автора они могли быть исключительно людьми и вещами из вторичного мира, то есть заимствованного из книг, чьих-то рассказов, даже домысленного логически. Будучи вторичным, мир писателя - с коридорами-лабиринтами, бесконечными грязными лестницами, теряющийся в заоблачной вышине "чудовищной иерархии" провинциальной гостиницы "Оксиденталь".

В большинстве горестей и проигрышах виноваты силы, действующие помимо воли и сознания героя. Если бы было возможным изменить условия игры, то несомненно победа оказалась бы на стороне Карла! Он все подвел бы к гармонии с его идеалами.

Главный персонаж лучше большинства антагонистов, но значительно слабее их. Поэтому он должен умереть, но не как преступник, а как безропотная жертва благосклонной к нему и бессильной что-либо исправить судьбы...

"Америка" представляет собой некую утопию по жанровой принадлежности. Как в любой утопии ее сюжет разыгрывается в стране или вымышленной или почти незнакомой для того, чтобы читатель смог поверить в возможность удачной концовки произведения.

Как вы относитесь к американским писателям и какие произведения ваши самые любимые? Смотрели ли фильмы по мотивам прочитанных книг?

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)

Если кому интереснее контент на тему кино, то добро пожаловать на мой новый блог на Пульсе (mail.ru) "Волшебный мир кино"! Пока там только старые рецензии на фильмы, но впереди новые обозрения, тем более просмотренный материал уже есть!