Уже в XIII веке автор немецкой хроники писал о Пскове: "Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города равного Пскову". В XV веке уже существовали деревянные стены вокруг Окольного города и каменные укрепления Запсковья, т.е. крайнее наружное кольцо укреплений.
Над городской картиной господствовал Кремль
и возвышавшийся Троицкий собор, построенные на самом высоком холме Пскова. Поражал своим видом Довмонтов город,
привлекали внимание громады угловых башен города – Покровской и Варлаамской и "Нижние решетки", где под сводами, прорезавшими толщу крепостной стены, между дубовыми, окованными железом бревнами опускных решеток бурлила и пенилась вода Псковы-реки.
В Троицком соборе хранились все реликвии города: мечи его князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, древние грамоты Пскова, печати и государственная казна, а в нижнем этаже собора были могилы псковских князей.
В житницах и погребах в Кремле хранились важнейшие для жизни города запасы; хлеб и другое продовольствие, оружие, порох, одежда. Свирепые, псы охраняли это место. За воровство, совершенное в Кремле, псковские законы карали смертной казнью.
Передняя часть Кремля, перед собором, была занята вторым собором – Благовещенским – и Митрополичьим двором.
Довмонтов город
Всё здесь было крупно и величественно. Могучая стена и высокий обрыв с протоком внизу отделяли Кремль от расположившегося у его подножья Довмонтова города. Высоко поднималась стоявшая на Кремлевской стене колокольница Троицкого собора.
На ней некогда висел вечевой колокол, сзывавший псковичей на вече. Рядом с колокольницей высилась башня с часами. Двое ворот – Темные ворота и Смердьи – с мостами у них, перекинутыми через проток, соединяли Кремль с Довмонтовым городом.
Целый лес храмов и звонниц заполнял Довмонтов город. На пространстве площадью около гектара стояло до двадцати храмов, древних и более новых, больших и маленьких, с приделами и без приделов, с главами различной формы, покрытыми чешуйчатой блестящей цветной поливной черепицей, и белым луженым железом, и деревянной чешуей, и штампованным узорчатым железом, и свинцом. Стройные звонницы, стоявшие у каждого, хотя бы самого маленького храма, поднимали на своих высоких столбах целый оркестр разнообразных колоколов.
Две улицы, ведущие к мостам и воротам Кремля, и переулки еле пробивались между белыми стенами храмов и звонниц и стенами других построек.
Здесь в XVII веке были строения Дворцового Приказа, каменная Приказная палата, палата для "просящих старцев" и др.
Стена, построенная, по преданию, князем Довмонтом, отделяла Довмонтов город от Среднего города.
Средний город
Широкая, просторная, замощенная громадными плахами площадь "Старого торга" сменяла тесно застроенное пространство Довмонтова города. Отсюда через Власьевские ворота в городской стене был выход на Великую реку и Завеличье, через Рыбницкие ворота – выход на Пскову и Запсковье.
Здесь, на этой площади, до 1510 года помещался торг, перенесенный затем в Окольный город. Посреди площади стояли два могучих каменных шатра, под которыми укрывали от дождя несколько больших и много мелких пушек, покрытые искусным орнаментом длинные литые пищали, носившие каждая свою кличку: "Троил", "Барс", "Соловей", "Медведь", "Трескотуха" и много безыменных небольших пищалей, "хвостуш", "тюфяков" и т. п.
За Средним городом располагался большой
Окольный город.
Тут были расположены гостиные дворы: Льняной, Немецкий, Московский, Тверской и Большой. Тысячи лавок и амбаров, ледники, важни, избы, палаты, дома, заезжие дворы, казенные дворы: пушечный, где лили пушки, денежный, таможный, тюремный, кружечные дворы, где продавалось всякое питье, – великое множество всяких построек заполняло Окольный город.
Темнеющая и синеющая масса деревянных хором и других построек, казалось, специально существовала для того, чтобы еще больше блистали и светились высокие стены каменных построек, бросавшие от себя светлые отражения. Деревянная резьба, каменные узоры и яркие цветные изразцы чаще встречались в более интимных и украшенных дворах, чем на улицах.
Какие только богатства не хранились в подклетях и амбарах купцов; какие только вещи не изготовлялись в многочисленных мастерских, среди которых были мастерские литейщиков, медников, оловянников, сапожников, шапочников, иконников, скорняков, серебреников и иных мастеров; каких росписей, икон и других произведений искусства не было в храмах красивых с цветистым, сочным орнаментом изразцовых печей, чеканных и кованых металлических изделий, цветных окончин с причудливыми переплетами, резьбы, тканья и шитья в палатах и хоромах!
Изучение прошлого нашего народа наглядно убеждает нас в его высокой культуре. В XVII веке, когда в Западной Европе нечистоты выливались на улицы самых больших городов и почти не существовало сколько-нибудь благоустроенных уборных, в Пскове они были устроены в каждом доме. Более 250 колодцев было на улицах и дворах Пскова, в нескольких десятках общественных бань мылись псковичи, не считая их собственных домашних бань.
Немногим меньше, чем Окольный город, было
Запсковье.
Здесь не было такого множества казенных дворов и построек, не было торга, было больше простых жилых дворов, садов и огородов, но и здесь всё было украшено красивыми строениями, богатыми каменными палатами и дворами. Красивейшие перспективы открывались у Запсковского моста, у Бродов.
Неровные зеленые берега, мосты, стены и башни, дома, сады, дворы и огороды на холмах, вокруг извилистой Псковы, островки, шумящие запруды, мельницы и трепальни, пруды, варницы и бани, расположенные близ воды – всё это складывалось в разнообразную и красочную картину.
У Кремля под кое-где зеленеющей скалой Детинца и его стеной с башнями, над которой высоко поднимался Троицкий собор, раскинулись рыбные ряды с сотней лавок, амбарами и пристанями.
Летом Пскова-река была здесь запружена ладьями, пестрела их расписными носами, парусами, флажками, развевающимися на мачтах. Зимой здесь, посреди реки, на льду "за полтора перестрела" от водяных ворот города, т. е. от устья Псковы, располагался рыбный торг, где, так же как на берегу, можно было купить и свежую, и соленую, и уже вареную рыбу, а также хлеб, калачи, квас и разную квашенину. Рядом с рыбным торгом, по другую сторону Запсковского моста, блистали каменными строениями, палатами и оградами Снетогорское подворье и Наместничий, позднее Воеводский, двор.
За широкою Великой рекой раскинулось
Завеличье
с его древними богатыми монастырями, гостиными заезжими дворами Любекским и Шведским, где жили иноземные купцы и хранились их товары. Завеличье не было окружено стенами, и его улицы непосредственно переходили в дороги, идущие через дремучие леса, доходившие отсюда до самого Изборска.
На Завеличье дальше, на высоком берегу речки Мирожи, располагалась Стрелецкая слобода.
В стороне стояли печи, где обжигали известь и гончарные изделия, а на Железной горке – плавильные "печищи", в которых переплавлялась железная руда. (Железная горка, это, пожалуй, место, где строился Дом пионеров).
Псковичи, создавая в течение нескольких веков свой город, вкладывали в него все свое уменье, все знания, вкусы, понимание уюта, удобства и красоты. Псков XVI - XVII веков являлся результатом многовекового народного творчества. Псковичи сохраняли и умело использовали особенности пейзажа родной русской природы.
Крутая зеленая горка, зеленый лужок, белая березка или раскидистая ракита, веселый ручей, бегущий меж камней и кусточков – всё это не только воспевалось в русских народных песнях, но и в древнем Пскове – этом большом и многолюдном городе – сохранялось и увеличивало его красоту, делало его уютным, милым русским городом.
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.