В нижегородской области есть несколько предприятий, которые вовлечены в процесс производства бронеавтомобилей.
В первую очередь, это Арзамасский машиностроительный завод и выксунский АО «Завод Корпусов».
Про выставленные перед проходной завода в Арзамасе бронеавтомобили я уже подробно рассказывал ранее, а в прошлой статье показал вам ГАЗ-39371 «Водник» из Выксы:
Рядом с ним стоял с виду самый обычный ГАЗ-2330 «Тигр». Но это только на первый взгляд он не отличается от других, на самом деле перед нами уникальный прототип, существующий в единственном экземпляре.
Понять, что это не самый обычный «Тигр», можно, если посмотреть на него сзади.
У серийных бронеавтомобилей сзади используется двустворчатая распашная дверь, а в то время как тут установлена более узкая одностворчатая.
Что же это за модификация такая? Этот бронеавтомобиль называется ГАЗ-233014-0000184. Длинный «хвост» в индексе скрывает гораздо больше, чем просто другую заднюю дверь.
«Тигры» для индийского тендера
В 2005 году ФГУП «Рособоронэкспорт» решило поучаствовать в индийском тендере на поставку бронеавтомобилей.
Для этого было подготовлено два немного отличающихся друг от друга внешне и конструктивно прототипа ГАЗ-233014.
Первый получил обозначение ГАЗ-233014-0000184, а второй — ГАЗ-233014-0000186.
Про ГАЗ-233014-0000186 я уже подробно рассказывал в одной из прошлых статей:
Он отличается более низкой крышей и имеет на пару меньше окон, чем экземпляр, выставленный в Выксе.
В то время, как ГАЗ-233014-0000186 был рассчитан на перевозку 4 человек и 500 кг груза, версия 000184 имела пассажировместимость 8 человек плюс 100 кг груза.
Бронированный корпус обеспечивает баллистическую защиту по 1 уровню защиты в соответствии со стандартом STANAG 4569.
Прототипы также отличались формой люка в крыше. У 0000184 он прямоугольный, а у 0000186 — круглый, с поворотной опорой.
При этом в обоих случаях люк закрывался бронированной крышкой.
Экспортные ГАЗ-233014 для Индии получили оригинальную внутреннюю техническую начинку.
В первую очередь это касалось установки импортного дизеля Cummins ISB 235, выдающего 235 л.с. и 800 Нм крутящего момента при 1500 об/мин.
Двигатель агрегатирован с автоматической пятиступенчатой коробкой передач Allison LCT 1000, в то время как серийные ГАЗ-2330 комплектовались отечественной механической коробкой ГАЗ-2330-1700010 и менее мощным мотором.
Еще одно важное отличие «индийских» «Тигров» было правостороннее расположение рулевого колеса.
Вы, наверняка, знаете, что в Индии движение левостороннее, поэтому такое «неправильное» положение места водителя было обязательным условием тендера.
Перед отправкой прототипов на испытания в Индию их обули в шины Michelin (Франция) размерностью 335/80 R20.
Машины оборудовались изменённой тормозной системой с ABS пневматического типа на компонентах немецкой фирмы Knorr-Bremse.
Что было дальше
В 2009 году оба прототипа были переданы индийской компании Vectra, которая должна была организовать их тестовые испытания в тендере.
Но что-то определённо пошло не так. Согласно официальной версии, на прототипы не успели оформить специальное разрешение, которое необходимо для передвижения бронированных автомобилей по территории Индии.
Из-за невозможности провести испытания, прототипы автоматически выбыли из тендера.
Их показали в Дели на выставке средств обеспечения безопасности INDESEC-2009, после чего отправили обратно на Арзамасский машиностроительный завод.
После возвращения, ГАЗ-2330-0000186 поставили на высоком постаменте перед заводоуправлением в Арзамасе (даже не снабдив экспонат соответствующей информационной табличкой), а ГАЗ-2330-0000184 отправился к проходной завода в Выксе, где находится до сих пор.
Оба прототипа постепенно теряют свой первоначальный лоск: если посмотреть поближе, то на корпусе ГАЗ-2330-0000184 видны различные вмятины и сколы, а подкрашивают его, вероятно, прямо кисточкой.
Тем не менее, вы должны знать, что в Арзамасе и Выксе выставлены очень необычные (уникальные) «Тигры», увидеть которые в других местах вы просто не сможете.
Если будете в тех краях, то обязательно проложите свой путь мимо проходной завода.
Я оставляю карту с точным местоположением экспозиции бронетехники в Выксе, чтобы вам было проще её найти: