Найти в Дзене
Путешествия по планете

Почему в Узбекистане все родители хотят отдать своих детей в школы, где обучение ведется на русском языке

Несмотря на то что у русского языка нет официального статуса в Узбекистане, все школы делятся на русские и узбекские в зависимости от языка, на котором ведется преподавание. Русских школ значительно меньше: на каждую русскую приходится в среднем девять узбекских. Логично было бы предположить, что в русских школах учатся дети русских, которые приехали в Узбекистан в советские времена и остались здесь жить после распада Союза.

И если в Ташкенте русских живет достаточно много, то в провинции их осталось очень мало. Во всяком случае открывать отдельные школы для немногочисленных русских в провинции, где на весь город их осталось человек семь, было бы довольно странно. В русских школах учатся узбекские дети, в семьях которых говорят тоже по-узбекски. И тем не менее родители сознательно отдают детей в школы, где обучение ведется на русском, хотя таких школ меньше и попасть туда сложнее. Почему так?

-2

Интересен прецедент с той школой, в которую мне удалось попасть в городе Бешарык (фото из нее как раз иллюстрируют статью). В государственной русской школе города в прошлом году решили не набирать первоклассников: народу мало, поэтому класс формировать не стали. Родители могли спокойно отдать своих детей в узбекскую школу, и для них фактически ничего бы не поменялось.

Но многие предпочли отдать свое чадо в платную частную школу только ради того, чтобы преподавание велось на русском языке. Стоит обучение сравнительно по российским меркам – 50 долларов в месяц (около 4000 рублей). Но если принять во внимание, что в кишлаках средняя зарплата составляет 80-100 долларов в месяц, то за обучение ребенка приходится отдавать половину своего месячного дохода. А ведь его еще нужно одеть, обуть, накормить и далее по списку.

Пенал одного из учащихся с российским гербом
Пенал одного из учащихся с российским гербом

И все равно родители отдают последнее, только чтобы ребенок учился в русской школе. Откуда такое стремление? Ведь даже сами родители, всю жизнь прожив в кишлаках, по-русски говорят довольно плохо, а зачастую и не говорят вовсе. Я искренне не понимал, зачем они так хотят, чтобы их дети знали русский язык, пока мне не объяснила пожилая учительница русского языка из этой школы.

Все учебные материалы в школе тоже на русском
Все учебные материалы в школе тоже на русском

"Когда к нам приходят дети, они по-русски ни слова не говорят. Я сама с Украины: по-узбекски не говорю, только несколько слов знаю. Начинаю их понемногу учить, но всегда говорю с ними только на русском, чтобы привыкали к речи. Ведь их родители тоже по-русски зачастую не говорят, но понимают, что знание этого языка — это билет их детей в безбедную жизнь.

Если они хорошо выучат русский, смогут поехать учиться в Россию, потом там останутся работать. Если повезет, устроятся на хорошую должность и будут помогать своим родителям. В России намного больше зарплаты и вообще уровень жизни выше, поэтому люди из кишлаков хотят, чтобы их дети работали в России. А потому и платят эти непосильные 500.000 сум в месяц (прим. 50 долларов), только чтобы чадо училось на русском..." — сказала она.

-5

Что тут еще скажешь? Кажется, добавить и нечего. Особенно мне запомнилась фраза "русский язык — это их билет в безбедную жизнь". Жаль только, что многие россияне этого не понимают...

Про то, в каких условиях учатся дети в школе в Узбекистане, подробнее я написал здесь