Найти тему

Чему учили детей на уроках труда СССР .Рассказ учителя.

Когда мне предложили руководить практикой
учеников 8—9-х классов, я сперва отказывался. «Что толку, — думал, — ведь это дети, у них ветер в голове». И правда, некоторые школьники, особенно мальчики, в первое время не столько работали, сколько баловались -то начнут толкаться, то металлической стружки
насыплют друг другу за воротник. Но стоит
попросить такого озорника уйти из цеха — он чуть не в слезы.

— Что угодно, — говорит, — буду делать, хоть мусор убирать, только не выгоняйте.

Думаете, они боялись, что мы директору школы пожалуемся или родителям? Ничуть. Тут дело в другом: ребятам на заводе интересно.

Я работаю, а они своими расспросами покоя
не дают. Один заглянет в чертеж — как будешь нарезать эту шестеренку, другой спрашивает, зачем я сменил фрезу, третий не спускает глаз с делительной головки: хочет понять, зачем она и как ею пользоваться.

Остановил я станок, взглянул на ребят как
только сумел построже и сказал:

— Вот что, мои дорогие, сразу вам всего не
постигнуть, и нечего забегать вперед. Если вы за делом сюда пришли, будем учить вас, к концу года станете выполнять нормы наравне с нами.
Но будем учить при одном условии: вы должны хотеть этого серьезно. Тот, кто пришел дурака валять, пусть не мешает остальным и уходит.

С тех пор мы работаем дружно. И я и мои
товарищи, тоже инструкторы производственного обучения — шлифовщик Юрий Феофанов и токарь Виктор Клевцов, — довольны своими учениками. |

Я не преувеличил, говоря, что старшие школьники смогут справляться с нормами рабочих.
Многие девятиклассники, работая на заводе всего раз в неделю (правда, по шесть часов), к концу прошлого учебного года уже настолько хорошо знали станки, что смогли заменять рабочих, ушедших в отпуск.

Проходя практику у нас на заводе, школьники не получают денег, хотя и делают продукцию, нужную производству. Деньги за эту продукцию выплачивают рабочему-инструктору. И это справедливо: ведь он тратит время на обучение школьников, неизбежно снижая при этом собственную выработку. Но в тот летний месяц, о
котором я говорил, школьники работали самостоятельно и поэтому получили все, что заработали. На эти деньги ребята наняли два автобуса и поехали на экскурсию в Ленинград, целую неделю там провели.

Сейчас эти ребята уже у нас не работают: они учатся в 10-м классе, а все десятиклассники этой школы прикреплены к заводу «Борец». Думаю, там им пригодилось все, чему мы их учили.