Найти тему
Архистория

Одна из первых церквей щусевского модерна, нет не в Москве, она до сих пор стоит возле села Наталиевка под Харьковом

Неподготовленный человек, попадая сюда, неизбежно рискует испытать состояние шока. Как говорится, не мудрено. Кругом лес, вековые дубы, подпирающие небо сосны, и тут же, словно глядя на деревья и вдохновляясь их примером, из земли растет каменная церковь.

Спасо-Преображенская церковь в с. Натальевка
Спасо-Преображенская церковь в с. Натальевка

Мотив растительного происхождения храма - не образ и не излишние эмоции. Тут сама архитектура даёт недвусмысленный намёк: второй ярус колокольни собран из ровно отесанных брусьев. На них при ближайшем рассмотрении проявляется кладка бледно-желтого известняка. Нарочито упрощенные и нарушающие привычные пропорции формы мешают принять такое строение за древний, забытый в лесной глуши скит. Налицо русский модерн начала 20 века. Только откуда и почему здесь?

-2

История Спасо-Преображенского храма это целый клубок судеб и сюжетных линий, которые закономерно переплелись именно в этой части Украины.

Павел Иванович Харитоненко
Павел Иванович Харитоненко

В 1884 году купец Иван Харитоненко приобрел вместе с арендованным им сахарным заводом земли в слободе Мурафа, под боком у набиравшего индустриальную мощь Харькова. Здесь он основал экономию (крупное хозяйство), названную в честь внучки Еленинской. А вскоре расширил владения ещё и за счет ближайшей усадьбы Наталиевка, которой поручил заниматься сыну Павлу.

Троицкий собор Почаевской лавры
Троицкий собор Почаевской лавры

Новый хозяин активно берётся за дело, а строительство храма - краеугольный камень всех его усилий. Он к тому времени уже известный в стране коллекционер древних икон, собрание третье по значимости. По вкусу ему и эксперименты передовых художников, зодчих того времени... В результате сюда в живописную украинскую глушь съезжаются мастера, признанные новаторы и те, кто еще только собирается о себе заявить.

Церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители
Церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители

Известность 35-летнему Алексею Щусеву принесла первая научная реставрация храма в Овруче, проект Троицкого собора Почаевской лавры... Но в том, что именно он должен взяться за дело в Наталиевке, Павла Харитоненко окончательно убедила церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители в Москве.

Северный речной вокзал Москвы - визитная карточка архитектора Алексея Рухлядева
Северный речной вокзал Москвы - визитная карточка архитектора Алексея Рухлядева

Их познакомил художник Нестеров. И уже в течение года Щусев выполнил основные чертежи наталиевского храма. Обилие заказов не позволяло ему долго оставаться на объекте. Поэтому работами руководил помощник архитектора Алексей Рухлядев, который впоследствии сделает имя, как один из авторов проекта Московского речного вокзала и станции метро Комсомольской.

Один из редких моментов, когда вход в натальевскую церковь открыт
Один из редких моментов, когда вход в натальевскую церковь открыт

В своём нынешнем облике наталивеская Спасо-Преображенская церковь удивительным образом сохранила многие первоначальные черты. Как будто здесь в лесу ей удалось пересидеть все напасти советской эпохи. На самом деле всё было как у всех. Сразу после закрытия в 30-е годы здесь работал бильярдный клуб, потом помещение приспособили под склад.

Домик управляющего
Домик управляющего

Всякий раз его функционал определялся потребностями учреждения, которое вселялось в сохранившиеся усадебные постройки. Главный дом был разрушен во Вторую мировую, а конюшня, дом управляющего, выполненная в готической стиле водонапорная башня и даже дивные, тоже щусевские, ворота еще много лет использовались в качестве построек туберкулезного санатория. Так что спасибо родному здравоохранению.

Водонапорная башня
Водонапорная башня

И всё же есть какая-то мистика в том, что уцелел резной декор храма. Украшающие пилястры розетки с изображением 24 святых, покровителей рода Харитоненко, и другие детали принадлежат известному скульптору Алексею Матвееву, большинство его работ до сих пор хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Розетки с ликами святых покровителей рода Харитоненко
Розетки с ликами святых покровителей рода Харитоненко

А вот мраморное распятие специально заказывалось Сергею Коненкову. Тот был не большой любитель общения с заказчиками. Но на просьбу Павла Ивановича откликнулся, лично приезжал из Греции, чтобы оценить мастерство резчиков выполнявших работу по рисунку мастера. Говорят, остался недоволен и сделал всю работу заново, притом собственноручно.

Распятие работы Коненкова
Распятие работы Коненкова

Поэтому автограф в углу композиции не случайность. Распятие здесь вообще занимает особое место. Оно вместе с изломом южной стены храма образует подобие тихой, хоть и открытой небу, часовни. Для уединения и молитв - самое то. К сожалению, не уцелела мозаика "Спаса Вседержителя" над главным входом в церковь. Её авторство приписывают Рериху.

Из богатого внутреннего убранства храма сегодня уцелело очень немного
Из богатого внутреннего убранства храма сегодня уцелело очень немного

Убедиться в сохранности внутреннего убранства довольно сложно. Усадьба вскоре после провозглашения независимости Украиной стала мемориальным парком. Вход свободный. Но при этом нет никаких ссылок на тех, кто открывает церковные замки и регулирует приток посетителей. Так что кому-то повезет, а кому-то нет.

В колокольня церкви Спасо-Преображения особенно сильно проступают мотивы единства с окружающей природой
В колокольня церкви Спасо-Преображения особенно сильно проступают мотивы единства с окружающей природой

Говорят, Павел Харитоненко задумывал не просто помещение для молитв. Сюда он поместил наиболее ценную часть своей коллекции икон. Какое-то время собрание еще оставалось на месте, являясь экспозицией музея древнерусского искусства. Но в 30-е годы центральные московские власти посчитали, что это слишком жирно и перевезли всё в Третьяковку.

-14

Впрочем, здесь и так было бы на что посмотреть. В кладку храма архитектор вмонтировал средневековые рельефы, которые специально ради этого привезли из Европы. Еще один редкий экспонат - 900-летний крест.

Въездные ворота в усадьбу Натальевка (арх. Щусев)
Въездные ворота в усадьбу Натальевка (арх. Щусев)

Церковные фрески новые хозяева довольно быстро закрасили. Никого не интересовало то, что их выполнил художник Александр Савинов - тоже по-своему легендарная личность. Его работам в Храме Христа Спасителя повезло гораздо меньше, они оказались погребены под грудой камней в результате взрыва. А тут еще есть надежда увидеть их когда-то отмытыми

и невредимыми.