Вот он гимназист, у него синева под глазами, начинают вырастать усы, которым он радуется, они собрались, курят и пьют и говорят гадости, и твой Костя середь их. А вот он уж кончил курс, подбородок бритый, усы подняты фикстуаром стрелами кверху, на маковке плешь, которую он не видит, но которую все видят. Он сидит с женщиной, одной из тех, которые возбуждают в тебе ужас, отвращение и жалость, и обнимает ее… А вот он женат и ненавидит жену, и она его, и дети, которых они не любят, связывают их, и они не могут разойтись. А вот он, разорившись, делает нечистое денежное дело и, чтобы забыться, всё чаще и чаще пьет. И вот он почти плешивый, седоватый, одутловатый, морщинистый, подбадривающийся искусственными средствами. А вот он один после свидания с взрослым сыном, который не словами, но всем своим обращением с ним показывает свое презрение к нему; вот он один выпил целую бутылку хересу и, закрыв лицо руками, качается и плачет горькими слезами о своей погубленной жизни.
(из записок Толстого)
ИРОНИЯ МАРАЗМА
<Чтобы понять иронию маразма, надо вместе «проговорить», «проесть» и «проспать» целую жизнь>.
…Когда муж и жена молодые и недавно поженились…
Приходя с работы, за ужином, который приготовила жена, с вином и десертом, который принес муж, они рассказывают друг другу о прожитом дне. Он рассказывает ей о своих достижениях, тем самым показывая, что растет в профессиональном плане и думает о будущем. Жена ценит такие разговоры. Она же рассказывает ему о мужчинах, которые пытались за ней ухаживать. Это держит мужа в эротическом напряжении и побуждает делать подарки.
Поужинав, она запускает в спальне эротический фильм. Так она настраивает его на главное.
…Когда появляются дети…
Проходя с работы, муж (жена, обычно, в это время занята маленькими детьми) сам себе разогревает «комплексный» ужин из недоеденного за несколько дней, выпивает 70 граммов кальвадоса, чтобы лучше «прошло», и уединяется в своем кабинете.
Когда дети засыпают, жена приходит к нему в кабинет и рассказывает о детях и их нуждах.
Иногда она приходит к нему в кабинет в легком халатике, с распущенными волосами и запахом лаванды, как любит муж, тем самым показывая, что его ждет любовь.
Утром следующего дня она просит мужа купить ей то-то и то-то…
…Когда дети вырастают…
За ужином жена всматривается в лицо возбужденного мужа, вслушивается в его пустую речь и чавканье. Но ничего не говорит. Она догадывается, что в его «мозговне» поселилась какая-то «побочная женщина». Он тоже догадывается, что она догадывается, но продолжает изображать из себя любящего мужа.
Нет, он не собирается бросать жену. Любимый дедушка успел ему внушить, что жениться надо только один раз, и лучше всего – на не очень красивой девушке, но обязательно из хорошей семьи, чтобы состариться и помереть в кругу близких людей – детей и внуков, а не под забором как брошенный пес.
Она также хорошо понимает, что он никогда от нее, а тем более от своих детей не уйдет. «Побесится», как положено по «Мужскому Уставу», успокоится и станет даже добрее прежнего.
А чтобы сохранять с мужем половые отношения, она регулярно побуждает его к совместному отдыху то на море, то в горах, то в деревне у родственников.
…Когда дети уходят из родительского дома…
Они вместе не ужинают. Она накладывает ему еду, а сама уходит в другую комнату к телевизору. Он медленно и молча ест: «Так нужно для правильного пищеварения!»
Поужинав, он заходит в комнату, где она смотрит телевизор, спрашивает ее о самочувствии, о детях и внуках. Затем идет в свой кабинет к компьютеру.
«Побочные женщины» его уже почти не интересуют.
Иногда утром, когда у него случается всплеск гормонов, он приходит в спальню к жене. И она откликается, хорошо понимая, что это надо обоим для поддержания физиологического тонуса.
…Когда выходят на пенсию и позже…
Они переезжают в загородный дом. Каждый занимается собой и своими интересами: он – садом и Интернетом, где общается с детьми и внуками, она – кухней, телефоном, по которому разговаривает с детьми и внуками, и ТВ.
Но теперь они вместе завтракают, обедают и ужинают. За едой она рассказывает ему о том, что ужасного происходит в мире, так как телевизор стоит на кухне, и она поглощает весь «информационный мусор». Он, молча, выслушивает, понимая, что ей надо выговариваться. Иногда он задает ей вопросы, делая вид, что ему интересно, хотя на самом деле, ее пересказы ему до «фени».
Спят раздельно. Он засыпает в кабинете после еврофутбола, она в спальне – после просмотра «шоу» о чужой жизни. Половая жизнь закончилась.
Она начинает медитировать. Как она это делают, остается тайной. Неслучайно, женщины живут дольше мужчин.
Он также пробует медитировать, но по-своему. И неожиданно начинает чувствовать в себе ниже пояса «физиологическое электричество». А вскоре понимает, что медитация по «мужскому типу» благотворно действует на организм.
И почему он этого не узнал раньше?! Можно было и не жениться, а жить, как йог?!
Но это уже – маразм.
P.S.
Честную жену приходится любить всю жизнь: в молодости – мышцами, в зрелом возрасте – нервами, в старости – совестью.
А женщине надо всю жизнь быть благодарной мужчине за то, что он на ней женился, что она родила от него детей и что он жил с ней до конца своих дней. Но она этого делать не хочет, так как считает, что благодарить должен он. Вот только за что он должен ее благодарить, она обосновать не может.
(Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Человек несчастен - и не знает почему: Психоанализ по Зощенко. СПб, 2022. Книга продается через "Яндекс Маркет").